Известный психолог Эрик Эриксон считал, что нашу жизнь можно разделить на 8
стадий развития. Все они предопределены, на каждой стадии возникает кризис,
и если преодолеть его не удается, это наносит урон нашему «Я». Но есть и
хорошая новость: личность развивается всю жизнь, а значит, «пока играет
музыка», не все потеряно.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА
Именно в этот, самый ранний период, формируется наше базовое доверие или
недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и наиболее близкое окружение
дают нам достаточно заботы, внимания и любви, то мы начинаем доверять миру и
другим людям.
В противном случае появляются боязливость и подозрительность, становясь
нашими спутниками на следующих этапах развития. Во взрослом возрасте мы
доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не
доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она
снова появится и позаботится о нас.
Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый
год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в
ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных
обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть
разрушено.
2. ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ
Моторные и психические потребности ребенка развиваются, и это делает его
более самостоятельным. В этот период мы учились ходить, осваивали предметную
среду, стремились все делать сами. И если родители давали нам такую
возможность, постепенно предоставляя все большую свободу, то в нас
укреплялась уверенность, что мы владеем своими мышцами, побуждениями, самим
собой и средой, мы становились самостоятельными.
Однако многим взрослым иногда не хватает терпения: они спешат сделать за
ребенка то, что он мог бы сделать сам. В результате у малыша развиваются
стыдливость и нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей
жизни. Однако это не приговор: на последующих этапах развития соотношение
между самостоятельностью и стыдливостью и неуверенностью может
измениться.
3. ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
В этом возрасте мы уже многое умели делать самостоятельно, проявляли
активность и предприимчивость, начинали общаться с большим кругом людей.
Если родители поощряли нашу активность, отвечали на наши бесконечные
«почему», не мешали нам фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя
воображаемые миры, тем самым они закрепляли в нас предприимчивость.
Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные
игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и
собственной никчемности.
Такие дети в дальнейшем не могут постоять за себя, становятся ведомыми и
зависимыми от других. Кроме того, им будет недоставать решимости и
целеустремленности.
Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать
причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, сексуальной
дисфункции, а также психопатического поведения.
4. ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ
В этом возрасте мы начинали систематически учиться, пробовали что-то
конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировали о разных
профессиях.
Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили
за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить
свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали
этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность
ребенка в этот период выражается так: «Я — то, чему я научился».
5. ОТ 12 ДО 19 ЛЕТ
Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему
смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается
вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».
Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности
непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис
был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом
себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.
Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его
психологического и социального благополучия.
6. ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ
Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, — символические «ворота» во
взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда —
вступаем в брак.
Положительный полюс этой стадии — близость (интимность) в самом широком
смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить
его, не боясь при этом потерять себя.
На отрицательном полюсе ждет одиночество (изоляция): нам не с кем разделить
свою жизнь, не о ком заботиться. Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы
прошли предыдущие этапы.
7. ОТ 26 ДО 64 ЛЕТ
В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к
которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и
самопоглощенность (инертность).
В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы
выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам
заботиться об обществе, о его будущем.
Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих
потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального
потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто
начинаем ощущать бессмысленность жизни.
8. ОТ 65 ЛЕТ ДО СМЕРТИ
В 65 лет, по Эриксону, наступает старость — время подведения итогов,
размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем
понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит
нам чувство целостности эго.
Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить
чувство отчаяния и безнадежности — оттого, что мы не использовали все
имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было
смысла.
Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся
грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь,
успеть еще сделать что-то нужное и полезное.
Алексей Аверьянов / Источник
0 коммент.:
Отправить комментарий