Удивительные свойства зеркальных нейронов
Теория зеркальных нейронов показывает, как происходит передача взглядов на жизнь и паттернов поведения – чтобы их можно было осознать и изменить.
Вы когда-нибудь задумывались, почему люди подражают друг другу? Почему, увидев зевающего коллегу, тоже хочется зевнуть? Как дети без слов перенимают привычки и взгляды на жизнь? Чем обусловлена хорошая обучаемость? Объяснением этих процессов и ключом к познавательной деятельности человека могут быть зеркальные нейроны.
Зеркальные нейроны — это нейроны головного мозга, которые активизируются как при непосредственном выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим человеком.
Зеркальные нейроны – инструмент обучения через подражание, от простейшего (на физико-бытовом уровне) до копирования нейробиологических процессов.
Существует доказанная теория, согласно которой наблюдения за физической активностью порождают сходные процессы в организме наблюдателя – мышцы и органы человека, даже будучи в пассивном состоянии, начинают работать.
Научно обосновано, что наблюдение за эмоциональными реакциями побуждает головной мозг синтезировать идентичные электрические импульсы, то есть человек способен подражать не только на физическом уровне, но и на психоментальном.
Теория зеркальных нейронов, сформулированная в 1992 году итальянским ученым Джакомо Ризолатти и окончательно доказанная научными сотрудниками Калифорнийского университета в 2010 году, наглядно показывает, как происходит передача взглядов на жизнь, паттернов поведения в семье и социуме при воспитании ребенка. Семейный и исторический опыт дублируется при помощи зеркальных нейронов на уровне физиологии.
К распространенным деструктивным программам, передаваемым невербально, относятся:
1. «Я развиваюсь, только проходя через драмы».
Комплекс травмы, свойственный для советской и постсоветской ментальности.
2. «Чтобы достичь значимых социальных целей, нужно очень тяжело трудиться на скучной и выматывающей работе, о личном времени можно забыть».
Программа содержит множество вторичных выгод: не нужно рисковать, инициировать перемены, решать неординарные задачи, можно легко переложить ответственность на начальника, систему, семью и идти проторенной дорогой.
3. Следующая программа досталась нынешнему поколению от послевоенного времени разных периодов, когда одиночество для женщины (и детей) было опасно и чревато голодной смертью. Так возникли программы, согласно которым мужчины ненадежны, а женщины корыстны.
4. Еще одна программа из прошлого, когда люди делились на крепостных и свободных: «чтобы начать свое дело, нужно разрешение». Чье разрешение уже позабылось, но ощущение у многих осталось. Вторичная выгода в виде перекладывания ответственности или страха перемен также актуальна.
5. «Меня нельзя любить».
Программа недостойности, не имеющая национальности или социальной принадлежности. Ею «болеет» значительная часть человечества.
Все индивидуально и в каждом конкретном случае встречаются более частные примеры, как то:
«Только победители выживают» (побуждает человека постоянно конкурировать и никогда не быть довольным жизнью).
«Я бедна и горжусь этим» (происходит из коллективных и семейных убеждений, что самоограничение без тормозов положительно сказывается на нравственном здоровье и в итоге выживании семьи, народа или человечества в целом).
«Смерть – мой лучший друг» (одна из программ астматиков, необходимая, чтобы восстанавливать способность ценить жизнь и ощущать себя живым).
0 коммент.:
Отправить комментарий