Когда я был моложе, внутри меня сидел тихий, угрожающий голос. Я жаждал внимания и ласки, но всякий раз, когда я начинал получать внимание и ласку, этот голос спокойно призывал меня уйти. «Ты угодишь в ловушку, – говорил он. – Ты потеряешь свою независимость». И внезапно в моей голове стали появляться мысли о том, что я больше никогда не смогу насладиться вкусным бифштексом, поскольку девушка, которая мне нравилась, была вегетарианкой, или о том, что переезд к друзьям означает, что я каждый вечер буду вынужден играть с ними в Scrabble всю оставшуюся жизнь.
В результате я провёл большую часть своей молодости, будучи ненадёжным (и часто эгоистичным) человеком. Я был из тех, кто говорил, что не может дождаться встречи с вами, а потом не приходил на неё. Я был из тех, кто, побывав на трёх свиданиях с женщиной, внезапно отказывался идти на четвёртое, придумав кучу оправданий. Я был из тех, кто уходил посреди концерта, фильма, вечеринки, не объясняя ничего, и отправлялся в другое место.
Не то чтобы мне не нравились те люди. Как раз наоборот – они мне нравились, и это пугало меня. Страх будил во мне внутренний голос, который твердил: «Пойдём отсюда. Давай найдём что-нибудь получше. Не зацикливайся».
Складывалось впечатление, будто мой внутренний демон постоянно меня отталкивал от людей, которые мне нравились. Однако я хотел быть рядом с ними, поэтому я около десяти лет вёл себя как безумец, пытаясь хоть что-то с этим сделать.
* * *
У каждого из нас внутри прячутся демоны – мы не хотим этого признавать, однако мы знаем, что они есть. Они заставляют нас совершать иррациональные и эгоистичные поступки не из любви к себе, а из страха.
Но как бы мы ни старались не обращать внимания на наших демонов, они всегда будут давать о себе знать, пытаясь вырваться наружу. И чем сильнее мы препятствуем этому, тем хуже становится наша жизнь. Мы употребляем наркотики и алкоголь, чтобы забыть о своих демонах. Мы пытаемся заглушить их работой или соперничеством. Мы относимся к другим людям как к дерьму, поскольку в глубине души боимся, что они в конечном итоге будут относиться к нам аналогичным образом.
Ничто не может сдержать демонов…
Возможно, в какой-то момент своей жизни вам приходилось бороться со своими демонами: вы пытались избавиться от чувства гнева или вины; вы ненавидели себя за глупое поведение. Вы пообещали себе, что прекратите слушать этот тихий голос внутри себя или что, наконец, бросите пить.
Один из демонов, с которыми я борюсь до сих пор – это лень. В то время как мы все бываем ленивыми оболтусами, моя борьба с собственной «полезностью» в этом мире часто заводит меня в тёмное и одинокое место, если я не проявляю осторожность.
Когда я прокрастинирую, я склонен довольно жёстко относиться к самому себе, говоря, что я плохой, ленивый кусок дерьма. Мне кажется, будто все вокруг продуктивны и выжимают максимум из каждого дня… кроме меня. Теперь, по прошествии многих лет, я осознаю, насколько иррационально данное убеждение. Однако тот тихий голос внутри меня по-прежнему шепчет, что ни у кого больше нет проблем с мотивацией, поэтому я неудачник.
Демоны провоцируют вас на самоосуждение: вы ленивый, неряшливый, глупый, непривлекательный человек и тому подобное.
Затем мы изо всех сил стараемся доказать, что это не так. Мы убираемся в гараже шесть раз. Мы работаем по 11 часов в сутки. Мы выигрываем соревнования на местном катке. Видишь? Я же говорил тебе, что я классный и привлекательный. Видишь? Посмотри, какой я замечательный!
Однако, в конечном счёте, такое поведение становится разрушительным. Вы снова убираетесь в гараже вместо того, чтобы забрать детей из школы. Вы так долго работаете, что засыпаете по дороге домой. Ваша одержимость соревнованиями на катке разрушает отношения с партнёром, который кричит, что вы его не любите, потому что не уделяете достаточно времени.
И что ещё хуже, сколько бы вы ни доказывали, что ваш демон не прав, он никуда не денется. Демон лени никогда не оставит меня в покое. Демон чистоты (один из демонов моей жены) никогда не позволит ей довольствоваться в полной мере результатом уборки. Ей всегда будет казаться, что всё вокруг недостаточно чистое или упорядоченное. Как бы вы ни старались, демон никогда не успокоится. Единственная альтернатива – отстраниться от демона, чем-либо увлёкшись, или, того хуже, сдаться.
Что касается меня, то я много лет увлекался вечеринками. В основном секс и алкоголь. Иногда баловался наркотиками, когда был моложе. Сегодня я заглушаю своих демонов, играя в видеоигры в течение 3-4 дней подряд – я ненавижу это.
Таким образом, наши демоны превращаются в своего рода ненависть к себе. Вы чувствуете себя беспомощным и загнанным зверем. Вы не можете победить. Как бы вы ни старались, вы не можете доказать, что демон ошибается. Однако когда вы сдаётесь и терпите неудачу, вы просто доказываете, что демон прав.
Внезапно алкоголь становится вашим другом…
… но должен быть способ получше.
Подружитесь со своими демонами
В книге «Накорми своих демонов» Цултрим Аллионе рассказывает о старой тибетской буддийской медитативной практике, в ходе которой вы буквально визуализируете «демона», преследующего вас, а затем садитесь и кормите его, словно друга или гостя на званом ужине. Аллионе утверждает, что это обладает целительным эффектом — вы принимаете худшую часть себя и развиваете к себе сострадание.
Вдохновлённый этой идеей, я решил попробовать то, чего никогда не делал раньше: подружиться с моим демоном, неутомимым внутренним критиком. Я начал с того, что дал ему имя: Карл.
Так вот, Карл – полный кретин. Но это фишка Карла. Быть полным кретином. Однако в основном он осуждает меня за малейшие признаки неудач.
Но знаете, что? Я не собираюсь ни в чём обвинять Карла. Вообще.
Как и все мы, Карл тоже нуждается в любви и сострадании. И вот однажды, лёжа в постели, я закрыл глаза и представил, как сажусь ужинать с Карлом.
«Карл, — сказал, — ты действительно иногда превращаешь мою жизнь в ад, ты знаешь это? Мне постоянно кажется, будто я прилагаю недостаточно усилий, потому что ты никогда не оставляешь меня в покое».
Карл, заговорив голосом Моргана Фримена, произнёс: «Марк, ты сам превратил меня в демона, хотя на самом деле я лишь обратная сторона твоих пламенных амбиций. Единственная причина, по которой я здесь – подвергать сомнению всё, что ты делаешь, поскольку ты так много хочешь. Я не заставляю тебя сидеть и играть в видеоигры двенадцать часов подряд. Я просто напоминаю тебе о том, что нужно ценить. И если это больно, пусть будет так».
«Чёрт возьми, Карл. Ты говоришь совсем как Морган Фримен».
Карл, взглянув на свои когти и проведя по их краю рукой, словно в попытке отполировать, ответил: «Знаю, знаю. Мне часто это говорят».
«Значит, ты говоришь, что находишься здесь только потому, что отражаешь жертвы, на которые я иду ради желаемого?» – спросил я.
«Можно и так сказать, – ответил Карл. – Ты можешь пойти ещё дальше и сказать, что я не твоё отражение. Я и есть ты».
Я не помню, о чём мы говорили дальше. Я заснул, и мне приснилось, будто в моей комнате в общежитии колледжа выступают цирковые акробаты. Через пару дней я начал погружаться в глубину сказанного Карлом…
Я давно утверждаю, что наилучшее в людях часто оказывается наихудшим, поскольку наши невероятные положительные качества обычно приводят к невероятным негативным последствиям. Способность к сопереживанию иногда может сделать вас чересчур эмоциональным человеком. Дух соперничества, который помогает вам достигать великих целей, может превратить вас в настоящего мудака. Спонтанный творческий дух, который даёт вам художественный талант, может сопровождаться плохой способностью вести финансовые дела и платить налоги.
В моём случае моя лень – это всего лишь обратная сторона огромной энергии и амбиций. Мой старый демон, который пугал меня всякий раз, когда я сближался с людьми, позволил мне стать независимым и идти на риски, на которые многие не способны (начать бизнес, переехать за границу, написать две книги и так далее).
В этом смысле у каждого демона есть свой ангел. Наши демоны – это лишь обратная сторона наших лучших качеств. Отказаться от ангела или демона означает отказаться от обоих.
Следовательно, мы не можем почитать лучшее в себе, не принимая то, что мы боимся считать худшим. То, что мы привыкли рассматривать как «худшее» в себе на самом деле является отражением того лучшего, которое мы желаем.
Теневые части наших испорченных душ – это вовсе не проблема. Истинная проблема заключается в нашем стремлении отделить себя от наших испорченных душ в первую очередь. И чем сильнее наше стремление отделиться от наших демонов, тем больше становятся наши демоны.
Иными словами, что бы вы ни выбрали ценить в своей жизни, вы также выбираете опыт столкнуться с несостоятельностью этой ценности. Прочитайте это дерьмо ещё раз. Всё ценное и важное в этом мире имеет обратную тёмную сторону, тонкую тень, демона. И вы не можете выбрать одно без другого, нравится ли вам это или нет.
Когда мы не противостоим демону и пытаемся подружиться с ним, мы усложняем нашу способность жить в соответствии с нашими ценностями. Это плохо, поскольку жить в соответствии с нашими ценностями – это то, что позволяет нам развивать чувство идентичности и цели в жизни. Это то, что делает нас счастливыми и здоровыми и не даёт нам обратиться к порокам и зависимостям.
Демоны и зависимость
Зависимые люди настолько возненавидели свои сомнительные стороны, что впадают в крайности, чтобы избежать их. Выбранное ими вещество, вызываемое зависимость, или поведение становятся не просто попыткой отстраниться от демонов; они стремятся полностью избегать их и постоянно пребывают в поисках кайфа.
Зависимость – это вдвойне отстойно с психологической точки зрения, поскольку вы не просто избегаете демонов, потребляя наркотики или алкоголь, к примеру, но и чувствуете свою вину и ненавидите себя за разрушительные последствия, которыми сопровождается зависимость.
В своей книге «Тонкое искусство пофигизма» я большую часть времени говорю о том, что мы заслуживаем особого отношения или лучших результатов, чем остальные. Я называю это привилегией.
Это стремление отделиться от наших демонов является тонкой формой данной привилегии. Это предположение или вера в то, что мы должны быть в состоянии жить без сомнений в себе или страданий. Побочным результатом этого предположения часто является вера в то, что наша боль является особенной и уникальной для нас, что никто не понимает, каково это – быть нами или бороться с нашими проблемами. Более того, злоупотребление наркотиками и алкоголем обычно разрушает отношения, заставляя человека отчуждаться ещё больше, вызывая большее страдание и большее чувство, что их страдание является уникальным.
Но вот горькая правда, которую мы все должны услышать: в ваших демонах нет ничего особенного. Карл приходит не только ко мне. Он посещает миллионы людей по всему миру каждый день. И хотя это в какой-то степени задевает моё эго (чёрт бы тебя побрал, Карл, я чувствовал себя особенным с тобой), осознание того, что я не один такой, освобождает.
Если каждый в тот или иной момент своей жизни сталкивается с демонами, это значит, что нам не нужно стыдиться их. Это просто значит, что все мы люди.
Я получаю тысячи писем от читателей, которые пишут что-то вроде: «Эй, Марк, у меня такая сложная проблема. Ты, вероятно, никогда не слышал о ней…»
Затем они продолжают описывать проблему, на предмет которой я только на этой неделе уже получил около трёх десятков писем.
Как и дерьмовый партнёр, наши демоны обманывают нас, заставляя думать, будто они только наши. Однако мы не единственные, в чьё сердце они проникли, поскольку они живут ещё в половине населения мира.
Чёрт бы вас побрал, демоны.
Но, несмотря на сомнительные аналогии, мы всё равно должны подружиться с нашими демонами. Это единственный способ не дать им управлять нашей жизнью.
Однако важно отметить: дружба с демоном не обязательно означает, что вы должны соглашаться с ним. И это определённо не то же самое, что потакать им. Алкоголику не станет лучше, если он будет больше пить; это лишь усиливает его зависимость. И если вы по какой-то причине ненавидите себя, потакание этой ненависти в сочетании с саморазрушительным поведением будет только подпитывать ваше отвращение к себе.
Вам следует подружиться со своим демоном и обращаться с ним так, как вы обращаетесь со своим сумасшедшим дядей, который верит в теории заговора о кругах на полях: вы уважаете его, даже если вы не согласны с ним.
«Да, я сегодня ленюсь. Но это нормально. Я могу позволить себе пару дней ничего не делать. Это не значит, что я ужасный человек, но спасибо, что напомнил мне об этом».
У каждого из нас в голове есть группа голосов, которые всё время предлагают какие-то варианты. Многие наши решения принимаются так, как будто в их обсуждении участвует целый комитет. Одна часть вас сочувствует вашему брату, которого арестовали за вождение в нетрезвом виде, и хочет вытащить его из тюрьмы под залог. Другая часть вас возмущена и говорит: «Да пошёл он». Одна часть вас хочет произвести впечатление на родителей. Другая часть вас говорит, что к чёрту все эти старания.
Ваши демоны – всего лишь члены одного мозгового комитета. Позвольте им занять свои места. А затем, когда возникнет необходимость, проголосуйте против них.
Тьма и свет, ангелы и демоны
Ничто из этого не является новым. Помимо буддистов, которые побуждают вас подружиться с худшими частями вашей натуры, известный психоаналитик Карл Юнг много писал о том, что он назвал «тенью». Под «тенью» Юнг подразумевал те части вашего «Я», которые вы презираете или ненавидите, а потому стремитесь спрятать или избегаете их. Подобно тени, это тёмный образ, который следует за вами повсюду, он всегда позади вас, он связан с вами. Невозможно убежать или потерять свою тень, потому что, в конце концов, ваша тень – это часть вас.
Это красивая метафора, поскольку ни одна тень не способна существовать без источника света. Чтобы избавиться от своей тени, вам придётся избавиться от света в своей жизни и, таким образом, жить в полной темноте.
Юнг заметил, что отрицание своей тени и всего, что она скрывает – хорошее и плохое – является источником огромных человеческих страданий. Он даже утверждал, что насилие и полномасштабные войны, которые ведутся внутри и между обществами, часто являются печальным результатом отрицания нашей коллективной тени. Как культура, мы избегаем и отрицаем худшую часть себя. Мы ведём войну с самими собой, угрожая и убивая самых отчаянных и уязвимых. Мы избегаем и отвлекаемся от наших собственных проблем, вмешиваясь в проблемы других культур и обществ. Это всё то же дерьмо, только разыгранное в гораздо большем масштабе.
Юнг утверждал, что мы должны встроить нашу тень в себя, «повернувшись лицом» к темноте. Это означает принятие своих тёмных сторон – наших худших импульсов, нашего худшего стыда, наших худших страхов – и овладение ими. Примите, что они есть в вас. Однако это принятие должно сопровождаться уважительным несогласием.
Вы не можете обладать светлой стороной, не имея тёмной. Вы не можете по-настоящему ценить что-то, если вы не цените отсутствие этого. Вы не можете стремиться к большому успеху, если вы не относитесь параноидально к неудаче. Вы не можете желать прекрасных отношений, если вы не боитесь потерять человека. Вы не можете быть светом без тьмы, ангелом без демонов.
Таким образом, будьте добры к своим демонам. И со временем они проявят к вам свою доброту.
По статье Марка Мэнсона
0 коммент.:
Отправить комментарий