Карл Юнг был единственным в своем роде. Например, дал нам понять, что все мы связаны между собой намного сильнее, чем кажется на первый взгляд.
Юнг заглянул в само сердце общества и там ему открылся единственный возможный способ почувствовать себя свободным – вырваться из своего внутреннего заточения.
Мы чувствуем себя в изоляции
Часто из-за того, что мы перестали понимать себя, тревожность и депрессия достигли невиданных масштабов. Карл Юнг утверждал, что если мы хотим выйти из невротического состояния, то должны научиться принимать свои темные стороны. В противном случае, любая попытка оказать помощь окружающим окажется тщетной.
Отлично об этом сказал Алан Уотс: «Мы не должны осуждать окружающих, чтобы не оказаться во власти жестоких мыслей, чувств и поступков, которыми всегда характеризуются те, кто проецирует собственных демонов на других людей, делая их своими козлами отпущения».
Отлично об этом сказал Алан Уотс: «Мы не должны осуждать окружающих, чтобы не оказаться во власти жестоких мыслей, чувств и поступков, которыми всегда характеризуются те, кто проецирует собственных демонов на других людей, делая их своими козлами отпущения».
Если мы не принимаем свои чувства, то тем самым провоцируем появление психологического диссонанса. Последний вызван ситуацией, когда наши поступки не соответствуют нашему видению себя. Так невроз начинает брать верх.
Главный урок Карла Юнга, по мнению Уотса, в том, что порой мы забываем, что и у психотерапевтов есть моральные принципы, и что определенные признания пациентов им очень трудно воспринимать спокойно. Пациент не увидит, что его принимают, пока врач не примет все его пороки.
Нельзя добиться принятия одними словами. Оно приходит только с помощью тщательного анализа и правильного подхода психолога не только к самому человеку, но и к его порокам. Если разум не свободен от суждений, то из этого ничего не получится. И не имеет значения, говорит он эти суждения вслух или держит их в себе.
Так же неправильно изменять собственное мнение и просто соглашаться с пациентом. Это отдаляет не меньше, чем осуждение. Понимание возможно лишь при наличии беспристрастной объективности. Эту черту можно описать как глубокое уважение к фактам, людям, страдающим от них, и к тайнам их жизни. Подобное качество присуще верующему человеку. Он знает, что Господь посылает нам все эти необычные и необъяснимые вещи, стараясь самым непостижимым образом достучаться до наших сердец. Поэтому такой человек постоянно чувствует незримое присутствие высшей воли.
Вот что такое беспристрастная объективность – достижение психотерапевта, не позволяющее ему поддаваться негативному влиянию болезни и испорченности его пациента.
О, чудо, что нам удалось убежать от себя!
Нельзя ничего изменить, если сначала не принять этого. Порицание угнетает, а не освобождает. Ни в коем случае не хочу сказать, что ради помощи и развития мы должны навсегда отбросить все свои суждения. Нет, но если врач действительно стремится облегчить страдания пациента, то он должен уметь принимать его полностью. А это становится возможным, если сначала он сам себя познает и примет то, что ему откроется.
Возможно, со стороны все выглядит довольно просто, но простота всегда приводит к сложностям. В этом мире от нас требуется уметь быть простыми, а потому принятие пациента это серьезная проблема морального характера и одновременно главное испытание взглядов на жизнь самого психотерапевта.
Моя любовь к Господу выражается через подаяния нищему, прощение оскорблений и любовь к врагу, потому что все это – несомненно, великие добродетели. Ведь что я делаю своему ближнему, то же самое я делаю своему Господу.
Моя любовь к Господу выражается через подаяния нищему, прощение оскорблений и любовь к врагу, потому что все это – несомненно, великие добродетели. Ведь что я делаю своему ближнему, то же самое я делаю своему Господу.
А что если я окажусь беднейшим среди нищих, жесточайшим и злейшим среди преступников? Что если мне нужно быть добрым к себе и любить такого себя? В подобных обстоятельствах все меняется. Мы прячем такого себя от внешнего мира, отрицаем само существование столь низкого существа.
Все, кто пользуется современными психологическими приемами с целью заглянуть внутрь себя, признают тот факт, что принятие себя и своей темной стороны являются невероятно сложным и почти невыполнимым заданием.
Одной лишь мысли об этом достаточно, чтобы вспотеть от страха.
А потому мы без лишних колебаний с радостью соглашаемся оставаться в неведении относительно своих пороков, полностью сосредотачиваясь на чужих проблемах. Это придает такому поведению видимость добродетели, с помощью которой мы великодушно обманываем как себя, так и всех остальных. О, чудо, что нам удалось убежать от себя!
В мире живет множество людей, которые могут делать это безнаказанно. Однако такая возможность есть далеко не у всех, и эта небольшая часть населения планеты находится под влиянием невроза. Как я могу помочь им, если сам убегаю от себя, страдая от аналогичных приступов невроза? На это способен только тот, кто смог взглянуть на себя с беспристрастной объективностью.
Принимая свои самые темные эмоции, мы начинаем понимать окружающих. В противном случае человек попросту прячется от истины и отказывает себе в «полноценной жизни». В таких обстоятельствах нельзя говорить о сострадании и установлении контакта.
Что случается, когда мы неискренни сами с собой?
Уотс говорит, что Юнг относился к тем людям, которым было не чуждо беспокойство и чувство вины, но они не стыдятся этого. То есть, он осознавал, что целостной личность делает не полное избавление от чувства вины или тревожности, а бесстрашие перед тем, чтобы просто быть собой. Он был человеком, который чувствует все эти вещи и принимает их.
Так что же случается, когда мы неискренни сами с собой? Если верить Юнгу, то происходит внутренний раскол, и человек объявляет себе войну. Все, что способствует такому расколу, лишь ухудшает состояние, а все, что его смягчает, способствует выздоровлению.
Так что же случается, когда мы неискренни сами с собой? Если верить Юнгу, то происходит внутренний раскол, и человек объявляет себе войну. Все, что способствует такому расколу, лишь ухудшает состояние, а все, что его смягчает, способствует выздоровлению.
К этой внутренней войне приводит подозрение или уверенность человека в том, что он состоит сразу из двух абсолютно разных личностей. Конфликт возникает между духовностью и чувственностью. Это и подразумевал Фауст, говоря, что в нем две души, и обе они не в ладах.
Как подытоживает Юнг, несмотря на кажущуюся простоту сказанного, наша способность принимать свои недостатки все же весьма сомнительна. Только подумайте, что значит позволить существовать чему-то необъяснимому, неосязаемому и полному зла…
0 коммент.:
Отправить комментарий