Все люди иногда злятся. Будь то легкое раздражение или вспышки гнева, но злимся мы каждый день. Однако у некоторых из нас злость совсем не вызывает никаких последствий. И под «последствиями» я подразумеваю состояние душевного истощения, снижение продуктивности труда, повышение кровяного давления, сжимание челюстей и последующий плохой конец. На языке буддистских монахов злость это «мешающая эмоция» или, другими словами, психологическое состояние, вызывающее страдания.
Смысл буддизма заключается в избавлении от страданий. Великий Будда сказал: «Сегодня, как и раньше, я буду учить вас одной вещи: природе страданий и тому, как их прекратить». Гнев приводит к страданиям. Сейчас вы скажете, что нам нужна эта эмоция. Быть может. Но во многих вещах, для которых, по нашему мнению, нам нужна злость (борьба за справедливость, избегание опасных ситуаций, самозащита), без гнева можно и обойтись. Сохраняя спокойствие, собранность и руководствуясь любовью вместо злости, мы тем самым становимся более проницательными, эффективными, жизнеспособными и более выносливыми перед лицом как личных проблем, так и проблем общего характера. Все что нужно, это найти способ высвободиться из лап гнева, когда они начинают тянуть нас на дно.
Ниже перечислены 5 способов, которые для этой цели предлагают нам буддистские монахи.
1. Посмотрите, что с вами делает злость.
Как говорил Будда, злой человек желает своему врагу плохого сна, потерь, быть отвратительным и настроить против себя окружающих. Но все эти вещи и так преследуют злых людей. Так, у рассерженного человека прерывистый сон, проблемы на работе, он чувствует себя несчастным, а другие обходят его стороной. И разве есть что-то более отвратительное, чем смотреть на разгневанного человека? Не верите? Тогда в следующий раз, когда будете злиться, просто посмотрите не себя в зеркало.
2. Найдите в человеке, на которого вы злитесь, что-то хорошее.
Без смирения вам не обойтись. Здесь Будда использовал метафору о жаждущем человеке, который идет в по следам слона в джунглях. Рано или поздно он все же находит след, наполненный водой. И тогда человек становится на колени, наклоняется и пьет. Когда мы злимся на кого-то, образ нашего обидчика искажается. Вместо него мы видим глупую, недоброжелательную личность с плохими намерениями. Мы не замечаем в ней ничего хорошего, и такое восприятие лишь подпитывает наш гнев. Но если мы сможем совладать со своим праведным гневом и станем на колени (в метафорическом смысле), то увидим во «враге» его положительную сторону. И враг уже не будет казаться столь плохим. А в нашу жизнь вернется спокойствие, открывая путь исцелению.
3. Вспомните что-нибудь хорошее из того, что вам сделал этот человек.
Если только он не является олицетворением абсолютного зла, то существует высокая вероятность того, что в какой-то определенный момент этот человек уже оказывал вам услугу, пускай и несущественную. Дело в том, что зачастую мы злимся на самых близких нам людей, а они, как правило, делают для нас много хорошего. Если вы будете помнить об этом, то ваша злость быстро начнет спадать.
4. Визуализация.
Будда очень активно выступал против гнева. Он говорил, что даже если кто-то пытается разрезать вас на кусочки с помощью двуручной пилы, то вас нельзя будет назвать его верным последователем, если вы будете чувствовать злость. Вместо того, чтобы злиться, Будда советовал медитировать, отождествляя себя с землей, открытым пространством и быстрой рекой. Необходимо представить себя землей, ведь что бы люди на нее не положили и как бы глубоко не копали, земля всегда все равно останется землей. Аналогичная ситуация и со злостью – в порыве гнева важно оставаться самим собой и спокойным словно земля.
Отождествление себя с «открытым пространством и быстрой рекой» работает аналогично: весь мир нельзя запятнать, а река не перестанет течь и переливаться разными цветами. Конечно, в наш век стремительного загрязнения окружающей среды «земля, открытое пространство и река» могут меняться после взаимодействия с человеком. Возможно, если негатив, которому мы подвергаемся, «загрязняет» нас настолько, что мы оказывается неспособными противостоять этому, нам следовало бы представить себя самих, спокойно уходящих в закат.
5. Медитация.
Имеется в виду превентивная медитация. В некоторых направлениях буддизма каждый сеанс медитации принято начинать с так называемой «метта бхаваны» или «практики любящей доброты». Данное упражнение призвано пробудить в человеке чувства доброжелательности и любви. Начинать нужно с себя, думая следующим образом: «Пускай у меня все будет хорошо. Пускай мне будет весело. Пускай мне будет легко и просто». Это помогает увидеть себя счастливым человеком. Затем охватывайте этими словами других людей, начиная со своим знакомых и близких, а потом переходите на больший круг, состоящий уже из малознакомых и вообще незнакомых людей. Заканчивать нужно теми, на кого вы злитесь и кто вам не нравится. Представьте себе этих личностей здоровыми, счастливыми и хорошими, повторяя про себя: «Пускай у них все будет хорошо. Пускай им будет весело. Пускай им будет легко и просто». Помните, что если люди, которые вам не нравятся, или те, кто причинил вам боль, будут чувствовать себя так, как вы себе это представляете, то они больше не будут вызывать у вас отвращение или заставлять вас страдать.
Практика доброжелательность помогает вам восполнить свои запасы доброты и приступить к работе над улучшением своего мировоззрения, приводя его в соответствие с глубинной истиной, напоминающей о скрытых сходствах между всеми представителями человеческого рода. Ведь каждый из нас так или иначе стремится к счастью и освобождению от страданий. Таким образом вы сможете очистить свое видение и разум, снижая вероятность нарастания гнева и научившись отстраняться от него, как только он подаст первые признаки своего существования.
0 коммент.:
Отправить комментарий