После четырёх болезненных лет обучения стрельбе из лука Херригель стал нетерпеливым из-за отсутствия прогресса и был на грани того, чтобы всё бросить.
За четыре года до этого (в 1920-е годы) Ойген Херригель переехал вместе со своей семьёй в Японию в надежде изучить японскую традицию Дзен в стрельбе из лука.
Херригель всё спланировал: он будет преподавать философию в Токийском университете и овладеет искусством стрельбы из лука в течение нескольких лет.
И после долгих протестов и просьб Херригелю, наконец, удалось убедить легендарного японского лучника, мастера Кендзо Ава, научить его кюдо, японскому боевому искусству стрельбы из лука.
Как и большинство людей, преследующих новую цель, Херригель был воодушевлённым, мотивированным и немного самоуверенным в плане оценки своих способностей к стрельбе из лука.
Но шли годы, а Херригелю так и не удавалось совершенствовать свои навыки в желаемом темпе (на самом деле на протяжении нескольких лет ему разрешали стрелять только в рулон соломы, а не мишень), поэтому он стал терять концентрацию и мотивацию.
Однажды, на четвёртом году обучения, расстроенный Херригель начал жаловаться мастеру на то, что срок его пребывания в Японии подходит к концу, а он так ничему и не научился.
Мастер спокойно ответил: «Путь к цели не подлежит измерению! Какое значение имеют недели, месяцы, годы?»
Херригель кивнул и принял решение, что он перестанет беспокоиться о своих целях и переключит своё внимание на практику.
День за днём в течение нескольких месяцев Херригель брал в руки лук и стрелы и практиковался. Неважно, насколько мотивированным он себя чувствовал или как часто промахивался, он всё равно шёл на тренировку.
И вот однажды Херригель получил особое приглашение от мастера Кендзо принять участие в последнем испытании за пять лет обучения.
Во время впечатляющей церемонии, на глазах у огромной толпы, Херригель исключил все отвлекающие факторы и без особых усилий выполнил упражнения, которые он практиковал на протяжении нескольких лет.
Мастер Кендзо улыбнулся, как гордый отец, подошёл к Херригелю с дипломом и сказал ему: «Ты достиг той стадии, когда учитель и ученик – больше не два человека, а один. Ты можешь отделиться от меня, когда пожелаешь... Мне не нужно просить тебя продолжать регулярно тренироваться».
Херригель был свободен. Его тяжёлый труд окупился, и он, наконец, достиг своей цели. Но это было бы невозможно без помощи мастера Кендзо, который научил его искусству сосредоточенности и концентрации.
Итак, что же Херригель узнал об искусстве сосредоточенности и концентрации за пять лет обучения?
Искусство сосредоточенности и концентрации мастера Кендзо в действии (неизвестный фотограф)
Цель ‒ отсутствие цели
«Правильное искусство... бесцельно! Чем упорнее ты пытаешься научиться стрелять из лука ради попадания в цель, тем меньше ты будешь преуспевать...», ‒ воскликнул мастер Кендзо во время урока.
В то время Херригель не понял смысл его слов. Он подумал: «Как можно попасть в мишень, не целясь и не сосредотачиваясь на ней?»
В течение нескольких месяцев Херригель практиковал стрельбу из лука без прицеливания, однако в большинстве случаев он промахивался. И это сильно расстраивало его.
Однажды Херригель пожаловался мастеру Кендзо на то, что ему не удаётся попасть в цель. Мастер ответил: «Я вижу цель так, словно я не видел её». Ответ показался Херригелю неудовлетворительным, и он раздражённо сказал: «Тогда ты должен быть способен поразить её с завязанными глазами!»
Мастер Кендзо медленно повернул голову к Херригелю и твёрдым тоном произнёс: «Приходи ко мне сегодня вечером».
В тот вечер Херригель встретился с мастером в зале для практики. Они обменялись парой слов.
Мастер Кендзо медленно наклонился, взял лук и стрелу, подошёл к нужному месту, в церемониальной манере расставил ноги и в кромешной тьме прицелился в мишень.
Через несколько секунд Херригель услышал два глухих звука. Он вскочил с пола и бросился к выключателю.
К его удивлению, мастер Кензо попал точно в цель два раза, при этом он явно не мог её видеть.
Именно в тот день Херригель узнал от легендарного лучника важную мудрость по овладению искусством концентрации и сосредоточенности, а именно: не фокусируйтесь на цели, вместо этого сосредоточьте своё внимание на Дзансине.
Овладение искусством спокойствия Дзансин
Дзансин – это слово, используемое в японских боевых искусствах для обозначения состояния расслабленной бдительности.
Дзансин буквально переводится как «внимание без остатка». Он описывает состояние разума, при котором присутствуют полная сосредоточенность и осознание тела.
Поначалу у Херригеля не получалось достичь Дзансина.
Каждый раз, когда он брал в руки лук, он натягивал его с применением значительной силы; его руки начинали дрожать, а дыхание сбивалось.
Однажды, когда Херригель натягивал лук в своей привычной утомительной манере, мастер Кендзо спокойно сказал ему: «Расслабься!.. У тебя не получается потому, что ты плохо дышишь. Если всё будет делаться правильно, ты почувствуешь, как стрелять становится легче с каждый днём».
Херригель принял это к сведению, но он по-прежнему не понимал глубокой мудрости мастера.
Спустя несколько месяцев Херригель пожаловался на то, что как бы он ни старался оставаться сосредоточенным и расслабленным, у него это не получалось. Учитель ответил: «В этом и заключается проблема: ты тратишь свою энергию на мысли об этом. Сосредоточься исключительно на своём дыхании, как будто тебе больше нечего делать!»
Спустя год проб и ошибок Херригель наконец-то научился оставаться сосредоточенным, он натягивал и отпускал лук, будучи полностью расслабленным.
Он овладел искусством Дзансин и достиг своей цели в качестве побочного эффекта.
В книге «Дзен в искусстве стрельбы из лука» Херригель описывает детали своей истории и поясняет, как Дзансин привёл его к значительному улучшению навыков стрельбы из лука: «Суть была не в каком-то техническом трюке, который я тщетно пытался найти, а в освобождении дыхания – управлении новыми, далеко идущими возможностями».
Херригель не сосредотачивался на своих целях или даже знаниях, он просто переключил внимание на Дзансин, и это позволило ему сфокусироваться на задаче, несмотря на миллион и один отвлекающих факторов: «Чем больше человек концентрируется на дыхании, тем больше внешние раздражители сливаются с фоном».
Секрет овладения искусством сосредоточенности и концентрации состоит в достижении спокойного состояния разума и тела, что позволяет не обращать внимания на отвлекающие факторы и достигать нужных целей в процессе.
Это просто и глубоко одновременно.
Сосредоточенность на Дзансине
В XVII веке легендарный Дзен-мастер Такуан Сохо заявил, что разница между новичком и мастером владения мечом заключается не в навыках или знаниях, а в сосредоточенности.
Начинающий мечник фокусируется на своих целях и размышляет о том, как он может лучше всего поразить своего противника. Мастер-мечник, в свою очередь, полностью абстрагируется не только от противника, но и от самого себя. Он намеренно отключается от цели и направляет своё внимание на тело и разум, пребывая в состоянии расслабленной осознанности (Дзансин).
Именно Дзансин позволяет мастеру-мечнику без особых усилий фокусироваться и достигать целей, даже когда он их не видит.
Двести лет спустя легендарный лучник, мастер Кендзо Ава, успешно передал эту древнюю мудрость Херригелю.
Смещая акцент с результата на процесс, мы можем значительно повысить шансы на достижение успеха во всём, что бы мы ни делали.
В следующий раз, когда вы будете изо всех сил пытаться сосредоточиться на работе, отношениях, здоровье или финансах, просто помните о том, что нужно забыть о цели и достичь состояния Дзансина.
По статье Mayo Oshin
0 коммент.:
Отправить комментарий