На западе Сократ запустил определенную идею, которая дошла до кульминации в своем логическом совершенстве у Сартра.
Сократ говорит, — «Жизнь, прожитую бессмысленно, не стоит проживать.» Вот оно, это семя, от Сократа до Сартра, которое росло и росло годами на западе.
Теперь Сартр говорит, — «Поскольку нет смысла, жизнь бессмысленная, не стоит ее вообще проживать.»
Альберт Камус говорит. – «Единственная проблема, которую человек должен решить – это проблема суицида, единственная метафизическая проблема.» Почему? «Потому что, — говорит он, — жизнь не имеет смысла, тогда зачем жить?»
Если Сократ прав, что жизнь стоит прожить только тогда, когда у нее есть смысл, цель, когда она ведет куда-то, движется куда-то, доходит куда-то, достигает чего-то… только тогда она стоит того, чтобы ее прожить. А если нечего достигать и некуда идти, тогда жизнь бессмысленная. Тогда зачем вообще жить? Почему бы не совершить самоубийство?
Если Сократ прав, что жизнь стоит прожить только тогда, когда у нее есть смысл, цель, когда она ведет куда-то, движется куда-то, доходит куда-то, достигает чего-то… только тогда она стоит того, чтобы ее прожить. А если нечего достигать и некуда идти, тогда жизнь бессмысленная. Тогда зачем вообще жить? Почему бы не совершить самоубийство?
Понимание Будды тотально другое. Он говорит, — «Смысл находится в жизни как таковой.» Вам не нужно создавать никакого другого смысла, а все созданные смыслы только станут источником беспокойства. Роза, цветущая в саду, не цветет для чего-то еще! А река, текущая к океану, не течет ради чего-то еще, само течение является радостью. Цветение является празднованием.
Когда вы отбрасываете идею смысла и цели, происходит странная вещь – идея бессмысленности тоже исчезает. Параллельно с идеей смысла, идет другая идея – это идея бессмысленности. Будда обрубает корень. Он говорит, что нет никакого смысла, которого нужно достичь, поэтому не возникает вопрос о чувстве бессмысленности. Сама жизнь является ценностью как таковой.
0 коммент.:
Отправить комментарий