Как правило, мы обращаемся к духовной практике, когда у нас возникает ощущение неудовлетворенности собой или собственной жизнью. Допустим, мы избираем йогу в качестве способа решения своих внутренних проблем, но, даже постоянно практикуя, нередко с удивлением замечаем, что желанных изменений не происходит. В чем же дело? Виновата практика? Мы пробуем другие техники работы над собой, но они снова ни к чему не ведут и все почему-то возвращается на круги своя.
Раз за разом проигрывая схожие сюжеты, совершая одни и те же ошибки, человек начинает задумываться о более глубоких причинах своих неудач – и этот поиск может привести его к странному ощущению запрограммированности собственной жизни. Как будто все заранее предопределено и никак не зависит от его усилий.
Причины этого ощущения школа трансактного анализа в психологии видит в ранних отношениях между ребенком и родителями, в результате которых в первые 8 лет жизни человека формируется его жизненный сценарий – базовое представление о том, что такое жизнь и как ее стоит прожить. Определяется он задолго до того, как человек начинает осознанно задаваться такими вопросами. Сценарий – это «секретное соглашение» между родителями и ребенком, нарушение которого – табу, поэтому, даже уже будучи взрослыми, люди предпочитают избегать какого-либо размышления о сценарии и тщательно скрывают его даже от себя.
Следи за сюжетом
В середине ХХ века Эрик Берн, основатель школы трансактного анализа, провел грандиозное исследование, в ходе которого изучал жизни людей из разных стран, представителей разных культур. Его работа показала, что, несмотря на кажущееся многообразие событий, отношений и жизненных историй, можно выделить всего пять базовых, архетипических сюжетов, которые, как правило, воспроизводятся людьми неосознанно и имеют четкую логику развития. У сценария может быть как хороший, так и плохой конец, но все они одинаково не дают человеку прожить свою жизнь наиболее полно.
Кроме того, Берн обнаружил, что жизненные сценарии были детально описаны задолго до того, как он сформировал свою теорию, – например, в древнегреческих мифах. Чтобы упростить терапевтическую работу, Берн стал использовать имена древнегреческих персонажей и соответствующие им мифы для определения сценариев: Сизиф, Тантал, Геракл, Арахна и Дамокл. Эти же сценарии иногда называют по-другому: Почти, Никогда, Пока не, Всегда и После.
«Сизиф»
Сизиф прогневал вспыльчивых греческих богов и был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и устремлялся вниз к самому подножию.
Действуя по схеме «Почти», человек наших дней говорит, подобно Сизифу: «Я делаю все что могу, и на этот раз мне почти удалось достичь цели». Живя по такому сценарию, он проигрывает один и тот же сюжет: стремится к результату, но почему-то не доводит дело до конца – успех всегда ускользает от него в последний момент.
Существует два типа этого сценария. Описанную выше схему называют «Почти первого типа». В случае «Почти второго типа» человек добирается до вершины, но вместо того, чтобы, вкатив свой камень на гору, сесть и насладиться видом, он, даже не заметив, что достиг цели, отыскивает взором гору повыше и тут же начинает толкать камень на нее. А затолкав его туда, озирается в поисках новой вершины.
Тот, кто живет по схеме «Почти второго типа», нередко добивается значительных успехов в своих начинаниях: с отличием оканчивает школу и без экзаменов поступает в университет, еще до защиты диплома начинает готовиться к поступлению в аспирантуру, защитив кандидатскую, становится членом научного общества. Коллеги отзываются о его продвижениях с уважением и завистью. Однако ощущения, что он чего-то достиг, у такого «Сизифа» так и не появляется. Он начинает писать докторскую, уверенный в том, что работать надо еще больше, а времени ни на что не хватает. В итоге, несмотря на нелегкую трудовую жизнь, Сизиф так и не расстается с чувством, что он “почти” достиг поставленной цели.
Живущий по этому сценарию человек уверен: «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего». Мечтая, например, научиться играть на музыкальном инструменте, он даже не попытается брать уроки, так как считает, что у него нет способностей.
Этот сценарий можно описать древнегреческим мифом о Тантале, обреченном вечно стоять по горло в воде. Над его головой свисала ветвь с плодами, но он не мог утолить ни голода, ни жажды, потому что вода опускалась, стоило ему попытаться сделать глоток, а ветвь уклонялась, стоило протянуть руку.
Подобно Танталу, человек, живущий по сценарию «Никогда», не может получить то, чего ему не хватает, хотя, в отличие от мифического героя, в состоянии сделать шаг в нужном направлении – но не делает.
«Геракл»
Древнегреческий герой Геракл должен был выполнить целый ряд трудных задач, одна из которых состояла в очищении Авгиевых конюшен от гор навоза.
Жизненную позицию человека, который живет по сценарию «Пока не», можно описать установкой: «Нечто хорошее недопустимо, прежде чем я не пройду тяжелые испытания». Далее возможны варианты на тему: «Я должен до конца понять себя, прежде чем что-либо в себе менять». «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать». «В следующей жизни мне воздастся». «Когда дети вырастут и покинут дом, я смогу отдохнуть и займусь тем, чем мне всегда хотелось заняться».
Сценарий проявляется на всех уровнях – от осознавания жизни в целом до сиюминутных высказываний: «Геракл», например, может прервать себя в середине предложения, чтобы вставить еще одну пришедшую на ум мысль, реализуя таким образом формулу «Прежде чем я смогу закончить, я должен упомянуть все».
«Арахна»
Человек, действующий по схеме «Арахна», задается вопросом: «Почему со мной всегда это случается?»
В соответствующем древнегреческом мифе искусная ткачиха Арахна несколько опрометчиво вызвала на состязание в ткаческом ремесле богиню Афину. Оскорбившись, та превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.
Люди, которые живут по сценарию «Всегда», могут постоянно менять одни не удовлетворяющие их отношения (работу, место жительства и так далее) на другие, удовлетворяющие не в большей степени. Один из вариантов этого сценария состоит в том, чтобы придерживаться первоначального не слишком удачного выбора, вместо того чтобы найти что-то получше: «Мне мало что дала работа с этим психотерапевтом. Да ладно, буду, наверное, и дальше ходить к нему – глядишь, может, чего и выйдет».
«Дамокл»
Этот сценарий представляет собой «перевертыш» сценария «Геракл». Человек, действующий по этой схеме, живет под лозунгом «Сегодня я могу веселиться, но завтра мне придется за это заплатить»:
«Отличная вечеринка! Но завтра голова у меня будет раскалываться».
«После женитьбы жизнь превращается в одну сплошную обязанность».
«Мне нравится вставать с первыми лучами солнца, но к вечеру я устаю».
Люди, которые живут по сценарию «После», нередко строят предложения так, как показано в приведенных выше примерах. Предложение начинается «за здравие». В середине его появляется слово «но». Окончание произносится «за упокой».
Человек, живущий по схеме «После», веселится сегодня по принципу «один раз живем!», ожидая неизбежного наказания завтра и пребывая в полной уверенности, что «дамоклов меч» обязательно упадет.
Игра без правил
Приняв один из сценариев за «руководство к действию», мы начинаем реализовывать его буквально в каждом шаге. Неудивительно, что и окружение подбирается соответствующее – ведь мы притягиваем только тех, кто оказывает нам «помощь» в осуществлении наших «планов».
Освободиться от сценария непросто: у вас должна возникнуть внутренняя потребность. А основная задача трансактного анализа – помочь в этом нелегком деле каждому, кто хочет вырваться из замкнутого круга.
Чтобы добиться успеха, в первую очередь необходимо осознать, каким именно образом мы выстраиваем свою жизнь, и что самое главное – разучиться жить по этим правилам.
Ставки сделаны
На начальном этапе работы со сценарием особое внимание уделяется играм. Взаимодействуя с окружающими, человек неосознанно как бы разыгрывает партии по ролям и в результате получает выигрыш, продвигающий его к реализации сценария. В своей книге Берн описывает огромное множество «игр, в которые играют люди», идеально подобранных практически для всех жизненных ситуаций. Есть игры, происходящие на работе, на отдыхе, игры в спальне, между родителями и детьми и даже специфические игры на приеме у психотерапевта. Приведем пример одной игры, наиболее распространенной среди супругов, которую можно назвать «Если бы не ты».
Молодая женщина (назовем ее Дина) жаловалась на мужа, обвиняя его в том, что он всегда ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. Курс психотерапии, который она решила пройти, повлиял на обстановку в семье, и муж стал больше ей разрешать. Теперь Дина могла расширить поле своей деятельности и записалась на уроки танцев, но довольно скоро к собственному ужасу обнаружила, что смертельно боится танцевать на глазах у людей. От затеи пришлось отказаться. Это происшествие, как и целый ряд ему подобных, пролило свет на некоторые особенности брака Дины. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента – того, который давал ей возможность беспрестанно повторять: «Если бы не он». Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу – ведь он запрещал ей делать то, чего она сама очень боялась, более того, не давал ей возможности догадаться о своем страхе.
Этот пример одинаково хорошо иллюстрирует и воплощение игры в реальной жизни, и пласт более глубоких и неосознанных мотивов, из-за которых она происходит.
Нетрудно догадаться, что без специальной проработки Дина никогда не реализует то, о чем мечтает, и это ставит ее в положение Тантала со всеми вытекающими последствиями.
Взглянув на жизни людей глазами трансактного аналитика, сначала можно ужаснуться величию открывающейся картины: отношения между людьми, формирующие всю нашу жизнь, – это бесконечно разыгрываемые игры, шестеренки сценариев. Однако этого не стоит пугаться, поскольку мы сами, будучи детьми, приняли правила большой жизненной Игры, а значит, сами же, осознав свой выбор, можем и выйти из нее.
0 коммент.:
Отправить комментарий