Писатель Марк Мэнсон утверждает, что не существует реального «я», которое можно изменить. Как же тогда работать над собой? А вот как.
Вы не можете изменить себя, так что даже не пытайтесь. Я знаю, что рекламные ролики и семинары по самопомощи твердят совсем другое. Ну их к черту. Они ошибаются. Вы не можете измениться. Как жаждущий человек в пустыне, идущий к миражу, или толстяк, заглядывающий в пустой холодильник, — там ничего нет. Так что прекратите гоняться за этим. Лучше возьмите и сделайте кое-что другое.
Почему вы не можете изменить себя? Потому что собственно идея изменения — искусственная конструкция. Это то, что вы только что придумали, чтобы почувствовать себя хорошо (или плохо).
Вчера я не писал эту статью. Сегодня пишу. Я изменился?
Оба ответа – и «да», и «нет», — правильные в зависимости от того, что я понимаю под изменениями. Формально вы всегда меняетесь — и никогда не меняетесь. Это зависит от того, как вы на это смотрите. Считаете ли вы изменением эту воображаемую линию, нарисованную в вашей голове, или нет.
Я могу решить, что «изменить себя» значит обзавестись миллиардом долларов. В этом случае мне придется всю жизнь корить себя за то, что я не смог «измениться». Так что это не очень полезное определение «изменения».
Или я мог бы решить, что «изменить себя» значит не есть картошку-фри с кетчупом. Если это так, то измениться довольно просто. Но значит ли мое определение «изменения» хоть что-нибудь? На самом деле нет.
Что же значит изменение?
Когда люди вешают лапшу на уши своим терапевтам и бывшим женам, что они, наконец, собираются «измениться», они обещают что-то мнимое и придуманное. Если раньше они постоянно лгали, а теперь перестали, изменились ли они? Изменились ли они окончательно и бесповоротно? Неужели они никогда не обманут снова? И даже если они этого не сделают, будет ли это иметь значение? Скажите нам, пожалуйста, – миллионы злобных бывших жен хотели бы знать.
Мы не знаем, что такое перемены, потому что мы не знаем, что такое, черт возьми, мы сами. Если я проснусь завтра и сделаю все в точности наоборот, чем сегодня, я изменюсь? Или я буду тем же человеком, который просто решил попробовать что-то другое?
И что еще более важно, кого это, черт побери, волнует?
Меня нет. И вас тоже.
Проблема с использованием слова «изменение» заключается в том, что при этом затрагивается ваша личность. А когда затрагивается ваша личность, вас на самом деле начинают волновать эти придуманные вещи. Вы впадаете в истерику, занимаетесь самобичеванием, обвиняете других и решаете, что вы, по сути, бесполезный кусок дерьма, у которого нет надежды в этом мире.
Одно дело сказать: «Я хочу каждую неделю ходить в спортзал». Другое дело сказать: «Пора мне наконец измениться и стать тем человеком, который ходит в спортзал каждую неделю».
Первое утверждение просто. Вы хотите пойти в спортзал. И вы идете (или не идете).
Второе утверждение подразумевает, что походом в спортзал вы полностью себя изменяете. И это сильно поднимает эмоциональные ставки. Если вы преуспеете (спойлер: вы не преуспеете), вы получите это блаженное ощущение превращения в «нового человека», которое продлится до следующего раза, когда вы почувствуете себя дерьмом и захотите снова «измениться». Если вы потерпите неудачу, вы будете корить себя за свою неисправимую лень.
И эта проблема возникает из-за вовлечения вашей личности. Если/когда у вас что-то не получается, вы начинаете думать: «Может быть, я обманываю себя? Может быть, я не из тех людей, кому дано заниматься в спортзале. Может быть, это просто не для меня. Так зачем вообще пытаться?» Поскольку вы решили, что эти произвольные действия отражают ваш характер, вы считаете, что отказ поднять свою задницу и надеть штаны для йоги — это вердикт о вашей ценности как человека. Вы возненавидите себя. И вы будете менее склонны «изменяться» или делать что-либо еще в будущем.
С другой стороны, если вы преуспеете, то, как и с любым наркотиком, вы ощутите максимальное чувство собственного достоинства. Но скоро этот максимум развеется, и вам придется найти для себя новый тип «изменений», к которым нужно стремиться. И в итоге вы станете зависимыми от личных изменений так же, как Эрик Клэптон был зависим от кокаина, или Эдгар Аллан По – от выпивки, пока не упал лицом вниз в канаву.
Вот вам профессиональный совет: нет такой вещи, как «спортивный человек». Есть люди, которые ходят в спортзал. Точно так же нет такой вещи, как «продуктивный человек». Есть люди, которые часто работают продуктивно. Нет такой вещи, как «привлекательный человек». Есть люди, которые не эгоистичные сволочи.
Дело не всегда в вас (редко когда дело в вас)
В книге «Тонкое искусство пофигизма» я писал о важности поддержания идентичности, которая определена как можно менее четко. Это потому, что когда мы вовлекаем собственную личность — то есть решаем, что определенное поведение или события отражают нашу ценность как человека, — эмоции зашкаливают. А когда эмоции зашкаливают, мы часто совершаем глупые поступки.
Вместо этого подумайте о своей жизни просто как о длинной последовательности действий и решений. Если вы похожи на большинство людей, многие из этих действий и решений неоптимальны. И когда большинство людей говорят, что хотят «изменить» себя, на самом деле это значит, что мы хотим совершать несколько более оптимальные действия и решения.
В течение многих лет я ненавидел утро. Большую часть своей жизни я просыпался поздно. В результате в моей жизни постоянно был какой-то ком дерьма. Днем я не справлялся с работой. Поэтому мне приходилось не спать полночи, работая. Поэтому я был уставшим и напряженным на следующий день. А следующей ночью мне приходилось засиживаться еще дольше, пытаясь наверстать упущенное. К концу недели это был полный кошмар. И чтобы сбежать от всего этого, я ходил куда-нибудь выпить и на вечеринки, чтобы развеяться, и это еще сильнее затягивало меня в трясину на следующей неделе.
Мне все-таки как-то удалось построить карьеру. Не спрашивайте меня, как (ответ: вагон и маленькая тележка кофе). Но вместо того, чтобы признать, что у меня все получилось вопреки плохим привычкам, я решил, что дело во мне. Я сделал их частью того, кем я был. Я решил, что это моя личность. Я сказал: «Да, я говнюк. К черту просыпаться рано. К черту ложиться спать. Мне не нужно это дерьмо. Посмотри на меня, мама, я могу работать всю ночь!»
И вы можете жить так, когда вам 22 года. Но не можете, когда вам 32.
Когда мне перевалило за 30, появились проблемы с продуктивностью. И вместо того, чтобы признать свои ужасные привычки, я сказал себе: «Ну, я просто не жаворонок». «О, эти утренние дела не для меня». Отказ признавать проблему был равноценен капитуляции. Когда я пытался просыпаться рано, делать утреннюю зарядку или есть здоровый завтрак, у меня не получалось, и я сразу говорил себе: «Видишь? Вся эта утренняя ерунда не для меня».
В конце концов мне пришлось преодолеть себя. Мне пришлось признать, что я, черт возьми, не понимаю, кто я и что делаю, но я знаю, что исторически, научно и эмпирически просыпаться рано и начинать день с полезной, простой рутины — это здоровый и продуктивный образ жизни.
И я сделал это. Я вычеркнул из уравнения свою личность и просто сделал это, потому что это хорошо. Теперь я встаю рано. И я медитирую (обычно), и ем что-то зеленое и здоровое, и пишу так много, как могу.
А делает ли это меня «жаворонком»? Делает ли это меня «продуктивным человеком?» Кто знает? Кого волнует? Меня нет. Такое безразличие и помогло мне сделать это.
Держите свое «я» подальше от ваших решений, потому что, скорее всего, дело не в вас. Просто спросите себя: «Это хорошая вещь?» Да? Тогда сделайте это.
О, у вас не получилось? Но это все-таки хорошая вещь? Да? Тогда сделайте это снова. А если в какой-то момент вы поймете, что это была не такая хорошая вещь, как вы думали, то больше не делайте этого.
Конец истории.
Изменяйте свое поведение, а не себя
Многие из тех, кто переживает по поводу определенных привычек, не могут от них избавиться, потому что эмоционально погружены в нездоровое поведение. Курильщики не просто курят сигареты. Они создают вокруг курения целый культ. Оно изменяет их социальную жизнь, их привычки в еде и поведении, то, как они воспринимают себя и других. Они становятся «курильщиками» для своих друзей и семьи. Они развивают отношения с сигаретами так же, как вы и я – с домашним животным или любимой игрушкой.
Когда кто-то решает «измениться» и бросить курить, они, по существу, пытаются «изменить» всю свою индивидуальность — все отношения, привычки и суждения, которые накопились за долгие годы. Неудивительно, что они терпят неудачу.
Чтобы бросить курить (или изменить любую привычку), нужно признать, что ваша личность – рамки, которые вы придумали в своем уме и обозначили как «я», – на самом деле не существует. Она субъективна. Это занавес. И его можно поднимать или опускать по желанию. Вы не курильщик. Вы человек, решивший курить. Вы не полуночник. Вы человек, решивший быть активным по ночам и спать по утрам. Вы не непродуктивная личность. Вы человек, который в настоящее время решил сделать то, что не кажется полезным. Вы не непривлекательны. Вы человек, который в настоящее время чувствует себя нелюбимым.
Изменить эти действия так же просто, как… изменить ваши действия. Одно действие за один раз. Не нужно обозначать его. Забудьте о социальной ответственности (на самом деле, исследования показали, что рассказ о своих целях другим людям часто может иметь неприятные последствия). Не стоит слишком задумываться над тем, кто вы, или что кто-то думает о вас.
Потому что он не думает. И большинство из нас тоже. И вы тоже, коли на то пошло. Ваша личность — это такая выдуманная вещь, к которой вы эмоционально привязаны. Это мираж в пустыне. Бутылка кетчупа в пустом холодильнике. И самый быстрый способ изменить себя — осознать, что нет реального я, которое можно изменить.
Я правильно понимаю, что эта статья подразумевает отрицание теории Р. Дилтса о пирамиде логических уровней?
ОтветитьУдалить