По материалам — medium.com
Перевод и адаптация — MORE СМЫСЛА
Мы все это делаем. Вы это делаете. Я делаю это. Ваши друзья делают это. Все мы судим других людей…
В продуктовом магазине мы молча судим людей, стоящих в очереди. Мы тайком, по тому, какую нам оказывают поддержку, оцениваем членов своей семьи. Друзей мы судим по тому, насколько быстро они нам перезванивают, а оценку коллегам мы даем в зависимости от их манеры общаться с нами. Но мы способны на более тонкую, интуитивную оценку, если дело касается людей, которых мы едва знаем.
Когда мы знакомимся с новым человеком, мы обычно можем сразу сказать, привлекает он нас или нет. Когда мы чувствуем опасность, мы обнаруживаем в себе способность принимать мгновенные решения о том, куда нам лучше спрятаться. Эти реакции совершенно естественны для человека, так как они позволяют нам выживать.
Суждение, как сознательное, так и бессознательное, является фундаментальной частью человеческого опыта. Мы все круглосуточно кого-то или что-то оцениваем, так как эта способность является необходимой функцией для жизни в динамичном мире. И хотя многие свои суждения мы делаем на интуитивном уровне, у всех нас есть свои собственные системы оценок окружающих нас людей.
К сожалению, большинство из этих систем обладают существенными недостатками.
Действия или намерения?
То, как мы судим окружающих, зависит, в первую очередь, от нашего воспитания. Обычно мы строим свои суждения, отталкиваясь либо от поступков других людей, либо от их намерений. Основой любой оценки поведения человека является сравнение с каким-либо образцом.
Если вы выросли в семье, в которой вас поощряли не за результат ваших действий, а за приложенные вами силы для достижения этого результата, то вы и сами будете судить других людей, в первую очередь, не за их поступки, а за намерения.
Ваш парень сделал вам ужасный подарок? Нет проблем – главное, его желание порадовать вас. Но если вас воспитывали под девизом: «действия говорят громче слов», то для вас обычно имеет главное значение результат. Никаких наград за второе место. Ты либо пришел на день рождения друга, либо нет. Ты либо нашел заказчиков, либо нет.
Обе эти системы имеют свои преимущества и недостатки, поэтому нельзя сказать, что одна из них лучше другой. Оценка по намерению позволяет вам оставаться терпеливым и добрым по отношению к другим, а суждение по действиям является отличным мотиватором самому быть ответственным человеком и требовать проявление ответственности от окружающих.
Но если мы случайно смешаем эти две системы, у нас возникнут проблемы. Существует поговорка, что «мы судим себя по своим намерениям, а других – по их действиям». Это разрыв, если он случается, создает двойные стандарты. Если вы отругаете коллегу за опоздание на встречу, но при этом будете себя оправдывать за собственную задержку тем, что «я старался, но на дороге были пробки», окружающие назовут вас лицемером и будут, скорее всего, правы.
Независимо от того, на какой философии вы выросли, после выбора какой-то определенной системы, вы, как взрослый человек, должны проявлять последовательность и постоянство. Судите других так же, как судите самого себя. Но именно в этом случае люди зачастую сталкиваются с большим затруднением.
На самом деле очень трудно оставаться верным одной определенной системе в этом постоянно меняющемся мире. Независимо от того, какой способ оценки вы выберите, вы обязательно вскоре столкнетесь с жизненными ситуациями, когда вам захочется, так сказать, перейти в другой лагерь.
К примеру, может случиться так, что ваша девушка изменила вам, но вы захотите простить ее. Или вы поймете, что ваш сын, несмотря на ужасно сыгранный теннисный матч, приложил максимум усилий для победы, поэтому достоин похвалы. Каждый случай, когда мы чувствуем внутренний дискомфорт из-за того, что мы вступаем в противоречие с самим собой, является обычно признаком того, что наша договоренность с собой с самого начала не обладала достаточной гибкостью.
Может быть, нам требуется новый способ понимания поведения людей.
Если мы хотим научиться оценивать поведение других людей более точно, используя для этого лишь один, наиболее подходящий для нас метод, то для начала нам необходимо понять, зачем нам это нужно. Я думаю, что благодаря этому мы сможем оптимизировать наше взаимодействие с окружающими и улучшить наши отношения с ними.
На самом деле, нам очень трудно понять всю сложность механизма жизненных событий, поэтому мы обычно упрощаем мотивы поступков других людей.
Мы стараемся выяснить, с каким человеком можно взаимодействовать, а кого лучше избегать. В деловых переговорах определение потребностей всех участвующих сторон является самым быстрым способом успешно завершить сделку. Если вы определите человека в классе, который вас любит меньше всего, вам будет легче найти свою группу товарищей.
Проблема всех обычных систем оценки заключается в том, что они пренебрегают контекстом. Пытаясь определить мотивы поступков людей, лишь исходя из их личностных особенностей, мы заранее расписываемся в своей беспомощности. В науке это называется фундаментальной ошибкой атрибуции.
Мы стараемся найти самые легкие способы понимания мира. Мы определяем женщину, стоящую в очереди в продуктовом магазине, как эгоистичную особу, и ставим галочку. Вроде как нам все понятно. На самом деле, нам ничего не понятно. Мы поленились предпринять даже небольшую попытку понять человека, хотя именно это предпринятое усилие дало бы нам то, что мы хотим.
Что если вместо точки после фразы «она эгоистична» мы поставим знак вопроса? Что если мы заменим мгновенное суждение мгновенным любопытством? Разве это не позволит нам взаимодействовать с другими, основываясь на том, что происходит, а не на том, кем мы их считаем?
Потому что в действительности понять, почему люди ведут себя так, вы сможете лишь, если соберете картину контекста, в котором они действовали. Был ли их выбор добровольным? Или они были вынуждены поступить таким образом? Или, может быть, они чувствовали, что они были вынуждены сделать это, даже если это совсем не так?
Понимание многих различных факторов, повлиявших на выбор других людей, представляет собой процесс открытия. И этот процесс нельзя начинать с вывода, потому что тогда вы будете отдавать предпочтение лишь той информации, которая соответствует вашей предвзятой идее.
Невозможно быть любопытным и осуждающим одновременно.
Критерий, который никогда не подводит
Мы постоянно делаем какие-то предположения. Это часть нашей жизни. И если речь идет об окружающих нас вещах, мы редко ошибаемся. Но вот когда дело доходит до взаимодействия с другими людьми, наше чутье зачастую подводит нас.
Мотив и действие являются хорошими критериями только в том случае, если вы имеете о них самое подробное представление. Во всех других случаях эти критерии будут слишком ненадежными. Когда мы используем их, у нас появляется соблазн сделать слишком быстрый вывод, не задавая правильных вопросов. После чего мы будем всегда чувствовать беспокойство из-за нашего собственного внутреннего конфликта по этому поводу.
Но отказавшись судить людей по их личностным критериям, мы начинаем давать им оценку, исходя их обстоятельств, которые окружали их действия. И поскольку обстоятельства даже самого незначительного решения огромны и обычно находятся за пределами нашего понимания, мы оказываемся неспособны сделать хоть какое-либо суждение.
Замена суждения любопытством заставляет вас продолжать задавать вопросы. Любопытство позволяет реагировать на один и тот же поступок одного и того же человека совершенно по-новому, если того требует ситуация. И вам никогда не придется испытывать дискомфорт от внутреннего противоречия.
Мы не можем выбирать системы оценки людей, поскольку они нам прививаются с детства, но мы способны использовать эти системы по-новому. Что позволит нам измениться к лучшему.
0 коммент.:
Отправить комментарий