Эрнест Беккер считался академическим изгоем, прежде чем он выиграл Пулитцеровскую премию в 1974 году.
И хотя он был по профессии культурным антропологом, вопросы, которые он рассматривал, были более широкими и глубокими.
У него также был странный способ смешивания психологии и философии, который его современники особо не принимали. Идеи, которые он отстаивал, не соответствовали тому времени.
Однако когда его книга «Отрицание смерти» выиграла приз, ситуация изменилась. К сожалению, к тому времени Беккер проиграл борьбу с раком. К счастью, он оставил после себя большое наследие.
Основная идея, которую выдвинул Беккер, заключалась в том, что человеческая культура была создана в ответ на наш постоянный страх смерти. Благодаря нашей способности мыслить концептуально, мы стали единственными животными, которые осознают, что всё когда-нибудь заканчивается. Таким образом, мы живём, чтобы противостоять судьбе.
Результатом является то, что мы живём в мире, который является символическим и материальным одновременно. По сути, это то, что отличает нас от других животных.
Именно поэтому мы развиваем философию и идеологию. Именно поэтому мы строим империи, именно поэтому мы создаём искусство. Это причина множества зла в мире, но это также то, что вдохновляет нас на борьбу с ним и производит смысл. По словам самого Беккера: «Человек – это и "Я", и тело, и с самого начала возникает путаница относительного того, где в действительности находится "он" – в символическом внутреннем "Я" или физическом теле. Каждая феноменологическая сфера отличается от других. Внутреннее "Я" олицетворяет свободу мысли, воображения и бесконечный охват символизма. Тело представляет собой детерминизм и ограничения».
Разрушение характера
Один из способов взглянуть на символическую реальность – это дихотомия: есть общий символический мир, в котором живут все люди, и есть внутренний символический мир внутри каждого из нас.
Внутренний символический мир – это то, что мы думаем о своём «Я», личности или характере.
Когда люди осознали ограниченность возможностей физического тела, они начали создавать сложные концепции, среди них – ментальный образ самих себя.
Большая часть зла в мире, по словам Беккера, рождается из нашей попытки бросить вызов ограниченности возможностей физического тела, компенсируя этот образ «Я» – образ, который может формально жить и влиять на мир даже после того, как мы умрём (часто это называют наследием).
Аналогичным образом, многое из того, что мы считаем героическим и мужественным, рождается из того же импульса.
В любом случае, в основе большинства подобных попыток лежит вера в собственную значимость. Мы убеждаем себя, что то, что мы делаем, имеет значение в каком-то грандиозном, космическом масштабе. В этом нет ничего плохого, если это помогает нам выживать. Для многих причины, карьера и семья дают им то, что можно передать как представление о самих себе.
Тем не менее, многое из того, что мы пытаемся передать, заимствовано из общего символического мира. Наши характеры – это смесь вещей, которые мы приняли, не подвергнув сомнению.
Сильное, подлинное «Я» находит своё основание в разрушении этого первоначального характера – оно сначала устраняет влияние общего символического мира, чтобы построить новую, более сильную личность с нуля, обладающую самопознанием и самосознанием.
Это «Я» осознаёт, что оно не столь важно для Вселенной, поскольку оно здесь на короткое время.
Жизнь как проект бессмертия
Попытка обойти ограниченные возможности тела – это то, что Беккер назвал проектом бессмертия и касается общего символического мира.
Такой проект, в конечном итоге, даёт нам смысл и цель. Чаще всего это долгосрочное усилие, предпринимаемое для того, чтобы произвести продолжительную ценность, будь то в форме книги или бизнеса.
Однако даже здесь есть важные различия, которые стоит отметить. Многие люди, которые цепляются за идею собственной важности, преследуют проекты бессмертия, исходя из поверхностных причин, которые связаны с развитым эго, а не с ценностью рассматриваемой вещи.
Это имеет свои ограничения, но в то же время это работает. Тем не менее, для Беккера существовал более здоровый и устойчивый способ вырезать своё место в символическом мире: посвятить себя не образу «Я», а чему-то запредельному.
Вместо того чтобы стремиться быть героической личностью, вы служите чему-то большему – во имя Бога, науки или прогресса либо из уважения к универсальной творческой силе.
Определение божественного индивидуально, и это менее важно, чем то, чего оно помогает достичь: а именно, приверженность процессу создания смысла без попадания в ловушку убеждённости в том, что вы важнее, чем считает Вселенная.
Разные люди, конечно, имеют разные ограничения, связанные с реализацией проекта бессмертия. В плане масштаба одни находятся в более лучшем положении, чем другие.
Но масштаб не важен. Важно то, что у вас есть вещь, которой вы привержены в течение длительного времени – вещь, которая что-то значит сама по себе.
Заключительные мысли
Страх смерти, как установил Беккер, не беспокоит ум большинства людей.
Очень немногие из нас осознают тот факт, что мы умрём, поэтому мы не тратим время на размышления о воспитании символического «Я», которое преодолеет ограничения, установленные природой.
Тем не менее, осознание нашей смертности глубоко укоренилось в нашей душе, и неважно, замечаем ли мы это или нет, оно влияет на то, как мы живём в этом мире. Оно формирует решения, которые мы принимаем, оно определяет то, чему мы посвящаем своё время, и – самое главное – оно создаёт то, кем мы становимся.
Для многих людей это символическое «Я» является смешением влияний окружения, но для тех, кто способен видеть ограничения этого подхода, оно рождается из разрушения характера.
Они признают отсутствие собственной важности и реализовывают проекты бессмертия, которые выходят за рамки простых игр личности и наследия.
Каким бы ни было их представление о божественном или трансцендентном, оно гарантирует, что у них есть процесс создания смысла, который несёт их по жизни.
Беккер привёл много примеров того, как мы примиряем нашу физическую смертность с потенциалом нашего символического бессмертия, и он считал, что необходимо найти какое-то решение.
Религии, идеологии и культурные мифы обеспечивают долю ответа, но в конечном счёте всё сводится к личности и тому, как человек видит свою роль в окружающем мире.
Что-то, так или иначе, формирует ваше символическое «Я». Почему бы вам не попробовать повлиять на это?!
По статье Zat Rana
0 коммент.:
Отправить комментарий