Все неправы, кроме вас, верно?
«Иногда лучше быть добрым, чем правым. Нам нужен не разум, который говорит, а терпеливое сердце, которое слушает». – Гаутама Будда
Наш разум любит быть правым.
Ученик подошёл к своему учителю по медитации и сказал: «У меня ничего не получается! Я постоянно отвлекаюсь, я не могу сосредоточиться, я часто засыпаю. Это просто ужасно!»
«Это пройдёт», – ответил учитель.
«Это пройдёт», – ответил учитель.
Мы уцепились за желание быть правыми. И ожидаем, что всё будет идеально. Тем не менее, со временем всё меняется. Это то, чему учит данная дзен-история. Каково это – быть неправым?
Осознание своей неправоты может быть болезненным.
Правота является переоценённой, особенно когда цена, которую вы платите за неё – это злость, нетерпеливость и бестактность. Вы забываете о том, что нужно всегда оставаться человеком.
Проблема правоты и неправоты
«Мы заглядываем внутрь своих сердец и видим объективность; мы заглядываем внутрь своих умов и видим рациональность; мы заглядываем внутрь своих убеждений и видим реальность». – Кэтрин Шульц
Правота заставляет нас переключаться на «режим тщательного изучения»: вместо того чтобы принять несовершенство жизни, мы ищем доказательства того, что другие люди неправы.
Мы чересчур упрощаем реальность. Не всё можно разделить на правильное или неправильное.
Мы забываем, что являемся субъектами. Мы видим реальность сквозь субъективные линзы. Неважно, насколько вы умны или логичны, в фильтрации вашего опыта ум играет далеко не последнюю роль.
Мы боимся быть неправыми. Мы считаем, что если мы ошибаемся, значит, с нами что-то не так.
Мы думаем, что неправота – это конечный пункт назначения, а не путь. Вещам свойственно меняться. Вспомните, что произошло с учеником, практиковавшим медитацию: его практика колебалась от одной крайности к другой.
Мы платим слишком большую цену. Мандат на то, чтобы всегда быть правыми, приводит к огромному стрессу. Ваш мозг пребывает под постоянным давлением: он либо оправдывает ваши мысли, либо скрывает ваши недостатки.
Мы перестаём слушать других. Вера в то, что вы всегда правы, предполагает, что все другие ошибаются. Когда вы владеете «истиной», вы перестаёте понимать точки зрения других людей.
Сопротивление неправоте парализует ваше понимание.
Кэтрин Шульц, автор книги «Быть неправым», определила три основных предположения, которые мы делаем, чтобы убедить себя в своей правоте:
1. Предположение о невежестве: мы считаем, что другие люди являются необразованными или им не хватает информации, которая есть у нас. Именно поэтому они ошибаются. Если мы поделимся с ними своими знаниями, они перестанут быть невежественными.
2. Предположение об идиотизме: другие люди обладают той же информацией, что и мы, однако они не могут обработать её и получить целостную картину. Они не такие умные, как мы. Вот почему они ошибаются.
В этом и заключается суть проблемы: мы всегда считаем себя правыми. Они либо невежды, либо идиоты, либо просто злые и хотят причинить вред. Когда вы обвиняете других, вы перестаёте рассматривать возможность того, что вы можете быть тем, кто ошибается.
Никто не выиграет битву за правоту
«Иногда лучше проиграть и поступить правильно, чем выиграть и поступить неправильно». – Тони Блэр
Быть всегда правым – это маска, которую мы носим. Это что угодно, но не истинное.
Быть правым – это парадокс; он основан на неправильном предположении о том, что вещи объективны. Реальность – это побочный продукт нашего восприятия. Мы все наблюдаем один и тот же мир, но по-разному. Это магия человеческого бытия: нам постоянно бросают вызов точки зрения других людей.
Мы живём в эпоху информационного изобилия. Всегда найдётся достаточно информации, чтобы доказать правильность или неправильность той или иной теории. Именно таким образом развивается наука с самого начала. Любая новая теория доказывает ошибочность предыдущей. Как только мы принимаем новый метод как правильный, предыдущий превращается в ошибочный.
Правильное и неправильное – это изменчивые понятия; они меняются со временем и в индивидуальной перспективе.
У нас хорошо получается манипулировать данными и аргументами, чтобы подтвердить свою истину. Именно так устроен наш мозг. Мы ищем информацию, которая подтверждает наши убеждения. Мы не стремимся учиться, но считаем обязательным доказать свою правоту.
Это психическое заблуждение называется «склонностью к подтверждению своей точки зрения». Мы видим то, во что верим.
Путь отрицания
«Если вы боитесь остаться в одиночестве, не пытайтесь быть правым». – Жюль Ренар
Кэтрин Шульц придумала термин «безрассудное заблуждение». Она утверждает, что у нас нет внутреннего сигнала, который позволил бы нам определить, что мы в чём-то ошибаемся, пока не станет слишком поздно».
Эксперт также указывает на культурную причину. В начальной школе нас учат, что неудача связана с глупостью. По мере взросления у нас укрепляется представление о том, что люди, которые совершают ошибки, являются неудачниками. Вот почему мы фокусируемся на том, чтобы не ошибаться самим.
Стремление к тому, чтобы быть человеком, который никогда не ошибается, иллюзорно. Перфекционизм – злейший враг перемен.
Иллюзорное мышление проходит три разных этапа.
Этап 1: Мы ошибаемся, однако пока не осознаём этого
Мы предполагаем, что мы правы. Мы не заботимся о двойной проверке фактов или оспаривании собственных убеждений. Мы чувствуем уверенность, потому что верим, что владеем истиной.
Либо путём самоанализа, либо ввиду предоставления другими новых доказательств, мы приходим к выводу, что неправы. Это заставляет нас чувствовать себя уязвимыми: мы не идеальны, и стоит ли давать людям знать, что мы совершили ошибку?
Этап 3: Мы отрицаем свою неправоту
Правота или неправота превращаются в битву. Мы ощущаем напряжение. Мы начинаем обороняться, потому что нам кажется, будто нас атакуют. Если даже вы выиграете битву за правоту, глубоко внутри вы будете знать, что ошибаетесь. Это проигрышная ситуация.
Вы сжигали мосты и спорили с другими только ради того, чтобы отстоять свою точку зрения. А всё потому, что вы позволили своему эго взять верх.
Экхарт Толле сказал: «Необходимость быть правым – это форма насилия».
Желание навязать свои идеи – это не что иное, как свобода. Оно может варьироваться от упрямства или непреклонности до попытки доминировать над другими. Мы считаем, что истина есть только у нас.
Вера в то, что только вы всегда правы – это интеллектуальное издевательство.
Преимущества неправоты
«Сомнение – это навык. Доверчивость, напротив, кажется чем-то очень похожим на инстинкт». – Кэтрин Шульц
Мы не можем быть всегда правыми. Осознание того, что мы можем ошибаться, требует практики. Это способность, которую нужно развивать. Она начинается с признания того, что мы люди. Если другие совершают ошибки, то вы также не застрахованы от них. Кроме того, всё меняется.
Неправота имеет множество преимуществ.
Вы принимаете свою уязвимость. Когда вы признаёте своё несовершенство, вы избавляетесь от давления. Вместо того чтобы притворяться тем, кем вы не являетесь, вы начинаете осознавать свои недостатки. Как только вы осознаете свои слабости, вы сможете приступить к самосовершенствованию.
Вы переключитесь в режим познания. Вещи меняются, информация развивается, мир не статичен. Обучение – это пожизненный процесс. Ваша способность учиться – самый важный навык, который у вас есть. Чтобы переключиться на режим познания, вы должны отказаться от подхода правоты/неправоты.
Вы открываете новые возможности. Ошибаться – значит блуждать. Открытие означает, что вы нашли что-то неожиданное или неизвестное, а не то, что вы искали. Когда вы перестанете осуждать, вы начнёте открывать.
Вы отдаёте приоритет саморазвитию, а не репутации. Эго – ваш злейший враг, а не правота. Когда вы осознаёте, что самое важное – это ваше истинное «Я», а не репутация или имидж, тогда вы сбрасываете маски. Вам не нужно ничего доказывать.
Практика неправоты
«Невежество – это тонкая грань, разделяющая добро и зло». – Яш Тхакур
То, что вы знаете, заключает вас в тюрьму. Вы топчетесь на месте. Это опасный побочный эффект стремления всегда быть правым.
Правота – это иллюзия. Для того чтобы отказаться от стремления всегда быть правым, нужно самосознание и самое главное – действовать против своих инстинктов. Вы готовы бросить вызов самому себе? И делать всё по-другому, даже если это кажется вам неправильным?
Следующие небольшие эксперименты помогут вам с практикой неправоты. Она требует больше смирения и смелости, нежели правота.
1. Нарочно проиграйте спор. Признайте своё поражение. Это освобождает. Испытайте, каково это – чувствовать себя неправильно (даже если вы на 100% уверены, что это не так). Это больно, но так вы сможете обрести эмпатию и поставить себя на место другого человека.
2. Поддержите решение, с которым вы не согласны. Пусть это будет экспериментом. Освободите себя от роли менеджера, руководителя или родителя. Когда вы делегируете полномочия, вы отказываетесь всегда быть правым.
3. Принимайте противоположное убеждение как истинное. Выберите один аспект в жизни, который вы считаете абсолютной истиной. Это может быть политика, религия, секс, образование – всё что угодно. А теперь измените свою веру на противоположную и в течение недели наблюдайте за миром сквозь новую призму. Каково это? Что вы обнаружили? Цель состоит не в том, чтобы изменить свои убеждения, а в том, чтобы убедиться, что они ослепляют вас.
4. Ставьте на первое место сострадание, а не правоту. Отказаться от правоты нелегко. Это порождает страдания. Но то же самое происходит с другим человеком, когда вы хотите победить в споре любой ценой. Осознайте, что минимизация боли другого человека более важна, чем ваша победа. Сострадание важнее правоты.
5. Будьте открыты, чтобы изменить своё мнение. Наши убеждения и идеи меняются со временем. Позвольте себе развивать собственные мысли. Изменение мнений не означает, что вы предаёте того, кем являетесь; это личностный рост.
По статье Gustavo Razzetti
0 коммент.:
Отправить комментарий