Несколько лет назад я попал в необычную галерею и бродил по ней около часа – там продавались ковры работы индейцев навахо. На самом деле, ковры оказались необычными. Владелец-коллекционер, удивительный и странный человек по имени Джейми Росс, собирал ковры навахо с английскими словами, буквами и целыми предложениями, вплетенными в рисунок.
Я заметил, что на многих коврах в плетении видны маленькие изъяны, и спросил, почему мастера их оставили? Бросающиеся в глаза отступления от рисунка, случайные линии и узоры, чуть-чуть выбивающиеся из образца по сравнению с другими на ковре…
Росс ответил, что тому есть много объяснений. Одно из самых известных — навахо намеренно вплетают изъяны в рисунок на ковре, чтобы напомнить самим себе о несовершенстве человеческой природы. Тот же взгляд мы находим в японском искусстве ваби-саби.
Но сам Росс предпочитает другое объяснение. Дело не в том, что навахо специально делают ошибки в плетении. Он сказал, что они относятся к ошибкам, как к моментам во времени. Раз мы не в состоянии изменить время, зачем пытаться исправить ошибку, которая уже произошла?
Ошибка уже вплетена в ткань времени. Полезно помнить об этом, когда оглядываешься назад.
Он развил свою мысль и привел пример с восхождением на гору. Когда мы взбираемся на вершину, то по дороге обязательно делаем неверные шаги и оступаемся. Но продолжаем идти. Мы не останавливаемся и не возвращаемся в исходную точку, если где-то споткнулись и упали, а где-то пошли неправильной дорогой и сбились с пути. Мы продолжаем идти.
Невозможно стереть неверный шаг. Он уже произошел, и это часть восхождения…
Если ковер закончен – значит, он удался. И что еще важнее, ковер с несколькими неверными стежками – правдивый, подлинный ковер.
0 коммент.:
Отправить комментарий