Найкан в переводе означает «взгляд внутрь». Эта практика культивирования благодарности была создана в Японии практиками буддизма Чистой Земли. Это метод самонаблюдения и изучения своих взаимоотношений с миром. На самом высоком уровне найкан практикуется в ритрите под руководством опытных наставников.
Найкан можно выполнять и самостоятельно. Сядьте поудобнее, закройте глаза и успокойте ум: сосредоточьтесь на дыхании, чтении мантры или используйте другую привычную технику погружения в себя. Обретя внутреннее равновесие, задайте себе следующие вопросы:
Что я сегодня получил?
Будьте точны. Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей, перебирая в голове события дня. Это может быть что-то очень простое – улыбка любимого человека или пение птиц на рассвете. Или, возможно, водитель уступил вам дорогу при въезде на загруженное шоссе… Помните, мотивация или поведение тех, кто сделал вам что-то приятное, в данном случае не имеют значения. Возможно, вас угостили обедом только потому, что вы заглянули в гости в обеденное время, а не потому, что к вашему визиту специально готовились. Вас накормили, и точка. Сам факт, что чьи-то действия принесли вам пользу, – это уже достаточный повод для благодарности. Вспомните, все ли дары вы оценили в тот момент, когда получили их? Если нет, то почему? Чем были заняты ваши мысли, когда вам, например, помогли или пошли навстречу? Ломали ли вы голову над решением какой-то проблемы, составляли список важных дел или, может быть, выносили суждения? Мы часто ведем себя так, будто окружающие нам должны. Размышляя о прожитом дне, вы, скорее всего, придете к выводу, что, с какой стороны ни посмотри, вы у мира в неоплатном долгу. Это осознание не просто сделает ваши притязания скромнее: вероятно, вы почувствуете сильную благодарность и у вас возникнет естественное желание быть щедрее на добрые поступки.
Что сегодня дал я?
Еще раз окиньте мысленным взором события минувшего дня, но теперь обратите внимание на то, что вы сами дали окружающим. Будьте максимально точны и конкретны. Как и в предыдущем случае, мотивация здесь ни при чем. Каковы были ваши реальные поступки? И вновь вам может вспомниться нечто обыденное. К примеру, вы накормили своих кошек, вымыли после завтрака посуду или поздравили с днем рождения знакомого. Вполне возможно, вы обнаружите, что, не ожидая бурных оваций, внесли свой небольшой вклад в благополучие многих живых существ и таким образом сделали мир лучше.
Кому вы сегодня перебежали дорогу?
И снова будьте конкретны. Не отметайте что-то в сторону как несущественное. Возможно, ваш список будет состоять из небольших прегрешений: «я искал место для парковки и создал пробку», «я согнал кошек с кресла и сам в него сел« и т. д. Этот вопрос часто кажется очень трудным, но его важность сложно переоценить. Вас могут мучить угрызения совести, но главное здесь не это. Основная ваша цель – начать реалистичнее смотреть на свои поступки. Как правило, мы весьма наблюдательны, когда нам мешают жить. Но при этом закрываем глаза на то, что сами ничем не лучше. Создавая кому-то проблему, мы обычно говорим «пустяки, дело житейское» либо оправдываем себя тем, что сделали это нечаянно. Мы даем себе очень большую поблажку! Мысленно проследив, каким образом мы доставляем другим беспокойство, и напомнив себе о том, что наше существование невозможно без доброты окружающих, мы ставим свое эго на место.
Эти вопросы можно использовать как канву для размышлений о взаимоотношениях с семьей, друзьями, коллегами по работе, партнерами, домашними животными и даже предметами. С их помощью вы можете рассмотреть события определенного дня, историю отношений с конкретным человеком, ваши выходные с семьей. Помните, это практика медитации потому, что мы не анализируем свою мотивацию и намерения, не интерпретируем и не судим. Мы просто меняем фокус своего внимания, смещая его от эгоцентричной точки зрения к тому, чтобы видеть вещи такими, какие они есть. А согласно философии йоги, в видении есть мудрость и освобождение.
0 коммент.:
Отправить комментарий