Эйнштейн однажды сказал: «Вы не можете решить проблему, оставаясь на том уровне мышления, на котором она возникла».
Процесс мышления включает в себя несколько уровней, но лишь немногие люди мыслят за рамками первого уровня.
Многоуровневое мышление распространено среди игроков в покер. Это концепция, которая стала популярной благодаря книге Дэвида Склански «Никаких рамок и ограничений: теория и практика». В ней автор рассматривает несколько уровней мышления, которые могут задействовать игроки в покер во время игры:
Уровень 0: отсутствие мышления
Уровень 1: что у меня есть?
Уровень 2: что есть у них?
Уровень 3: что, по их мнению, есть у меня?
Уровень 4: что, по их мнению, я думаю насчёт того, что есть у них?
Уровень 5: что, по их мнению, я думаю насчёт того, что они думают насчёт того, что есть у меня?
Больше интересного - на нашем Telegram-канале
Уровневое мышление способно выявить недостатки в процессе принятия решений и помочь вам сделать выбор с небольшим количеством или вовсе без «слепых пятен».
В жизни и бизнесе побеждает человек с наименьшим количеством «слепых пятен».
Когда вы задействуете многоуровневое мышление, вы принимаете решение не в вакууме. Вы развиваете мыслительный процесс, который избавляет вас от принятия плохих решений. Вы собираете информацию, анализируете знания, которые вы получили, постигаете смысл и устраиваете проверку, прежде чем сделать какие-либо выводы.
Многоуровневые мыслители анализируют информацию, разбивая её на части, после чего объединяют их в единое целое.
Роберт Штернберг, профессор психологии и образования из Йельского университета, говорит, что успешные люди одновременно используют три вида интеллекта: аналитический, творческий и практический. На большинство решений, которые мы принимаем в жизни, влияют наш жизненный опыт и ментальные модели, которые мы копили на протяжении многих лет – то, чему нас учили дома и в школе, что мы читали, что мы видели, что мы слышали, и так далее.
Вот как вы понимаете мир.
Вы можете сказать, что люди понимают мир, выстраивая его «модель» в своей голове. Когда мы пытаемся понять, как нужно действовать, мы можем смоделировать ситуацию и пропустить её через модель.
Это похоже на симуляцию мира внутри вашего мозга.
Вместо того чтобы думать на ходу, вы используете ментальные модели для анализа каждой ситуации, прежде чем сделать выбор.
Три уровня мышления
«Разум, растянутый новым опытом, никогда не сможет вернуться к прежним размерам». – Оливер Уэнделл Холмс-младший
Уровень 1
Мыслители первого уровня наблюдают, однако редко интерпретируют и анализируют то, что видят.
Они принимают информацию за чистую монету. В своей книге «Самая важная вещь» Говард Маркс пишет: «Мышление первого уровня упрощённое и поверхностное, оно доступно практически каждому (плохой знак для всего, что связано с попыткой обрести превосходство). Всё, что нужно мыслителю первого уровня – мнение о будущем, как, например: “Прогноз для компании благоприятный, а это значит, что акции будут расти”. Мышление второго уровня более глубокое и сложное».
На первом уровне нет никаких рассуждений, адаптации или анализа.
Большинство людей застревают на первом уровне. Они принимают на веру факты, статистику и информацию, никогда не подвергая их сомнению, и не прилагают усилий, чтобы проанализировать то, что они увидели, прочитали или чему научились.
Они с одержимостью ищут то, что подтверждает их точку зрения, и цепляются за это, не оставляя пространства для метапознания (размышлений о мышлении).
На этом уровне вы позволяете себе интерпретировать, создавать связи и смысл.
Стив Джобс однажды сказал: «Вы не можете соединить точки, глядя вперёд; вы можете соединить их, только оглядываясь назад. Следовательно, вы должны верить, что точки каким-то образом соединятся в вашем будущем».
Мышление второго уровня требует много работы.
На втором уровне люди, принимающие решения, начинают интерпретировать и анализировать фрагменты того, что они наблюдают, объединяя их впоследствии для формирования смысла.
Это уровень, на котором мы начинаем искать соответствия, контраст, повторения или улучшения.
Многие современные новаторы, которые совершенствуют прошлые изобретения вместо того, чтобы трансформировать отрасли, используют мышление второго уровня. Приложения, которые позволяют нам всегда оставаться на связи или лучше работать. Самолёты, которые летают дальше и быстрее. Телефоны, которые функционируют лучше. Автомобили, которые обладают отличным дизайном или же экологически безвредны.
Мыслители второго уровня способны объединять различные фрагменты информации, чтобы создать целостную картину.
У них хорошо получается реорганизовывать или перестраивать идеи, чтобы получить более полное представление об «общей картине». Они могут разобрать идеи и обнаружить связь между частями и целым.
Уровень 3
Это альфа-стадия мышления.
Мыслители третьего уровня обладают способностью применять одну и ту же концепцию в разных контекстах.
После того как Стив Джобс бросил школу, он записался на курсы каллиграфии. В то время навыки, которые он получил, были невостребованными и неактуальными, однако позднее он применил их при создании первых Mac.
Вывод: вы не можете знать, что вам пригодится в жизни. Вам просто нужно пробовать новые вещи и наблюдать за тем, как они впоследствии сливаются с вашим опытом.
Мыслители третьего уровня могут рассматривать проблему или идею с разных точек зрения, чтобы получить полноценное понимание.
Они генерируют творческие идеи, уникальные перспективы, инновационные стратегии или новые (альтернативные) подходы к традиционной практике.
Именно это позволяет менять ход истории.
Это то, что происходит, когда высокопроизводительные люди и новаторы задают вопросы, выходящие за рамки простого «Почему?».
Это источник абстрактного мышления – научной и художественной креативности.
Глобальные трансформационные идеи рождаются в сознании творческих, изобретательных людей, которые используют мышление третьего уровня.
Общество развивается благодаря работе альфа-мыслителей, потому что они представляют новые варианты и исследуют возможности и другие территории.
Они выходят за рамки нормального, очевидного и привычного для установления связей.
У каждого есть потенциал быть альфой, но когда мы становимся слишком ленивыми, чтобы подвергать информацию сомнению, слишком изнеженными комфортом, чтобы расширять своё мировоззрение, слишком апатичными и скучными, чтобы задавать вопросы, мы перестаём развиваться как вид.
По статье Томаса Оппонга
0 коммент.:
Отправить комментарий