"Земную жизнь пройдя до половины я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины" Данте
Всем, кто пережил возраст Христа и гораздо больше - важно к прочтению. Конечно если созрели внутренние вопросы: что изменилось в моем восприятии себя, событий и мира, какие задачи на этом жизненном этапе, с чем в себе мне важно встретиться, как изменились мои приоритеты?
В этом году перечитала почти всего Холлиса, изданного на русском. Мысли из этой книги стали наиболее ценными, поэтому сделала конспект и с удовольствием делюсь с вами.
Больше интересного - на нашем Telegram-канале
...Страх погрузиться в свои собственные глубины - это наш враг. Мы волнуемся, что нам чего-то не разрешат? В среднем возрасте все разрешения отменяются, в них больше нет необходимости...
Ощущение кризиса среднего возраста вызывает, прежде всего боль, обусловленная расщеплением - расхождение между внутренним ощущением Я и социализированной личностью. Происходит декомпенсация. Человек продолжает действовать, исходя из прежних установок и стратегий, которые к настоящему времени уже утратили свою эффективность. Переход через Перевал в середине пути происходит в страшной борьбе между социализированной личностью и требованиями, которые предъявляет Самость... Самость ищет своего самовыражения. Перевал начинается с тектонического давление направленного из глубины вверх…
...Наша культура стала настолько разнородной, совершенно утратив свою мифологическую основу, что нам остается лишь передать в наследство другим поколениям основные убеждения двадцатого века: материализм, гедонизм и нарциссизм, разбавленные некоторыми навыками владения компьютером. Ничто из перечисленного выше не спасет человечество и не поможет восстановить его связь с землей и ее великими ритмами, а также постичь глубину и смысл человеческого странствия…
Вторая половина жизни: поворот от адаптации к целостности
- Первая идентичность: 0-12, ось - диалог Ребенок-Родитель.
- Вторая идентичность: 12-40, ось - диалог Эго-Внешний мир.
- Третья идентичность: 40+, ось - диалог Эго-Самость.
- Четвертая идентичность: диалог Самость-Бог (Космос)
...Я называю первой взрослостью период от 12 до 40 лет. Если человек вступает в брак, дорожит своей работой, становится родителем и исправным налогоплательщиком, - эти факты обязательно подтверждают его взрослость. А в действительности происходит следующее: детская зависимость частично ушла вглубь и спроецировалась на роли, присущие взрослому человеку. Эти роли напоминают параллельные туннели. Пребывая в состоянии смятения, характерного для подростка, человек исполняет эти роли, полагая что они будут подкреплять его идентичность и подтверждать его самодостаточность. Первая взрослость на самом деле является зачаточным существованием, характеризующимся отсутствием глубины и уникальности, благодаря которым человек становится индивидуальностью...
...Пока роли остаются социально привлекательными и пока действуют проекции, человеку удается предотвращать свою встречу со своей внутренней Самостью...
...Третья фаза становления идентичности - вторая взрослость наступает при исчезновении всех проекций. Именно во время этого кризиса человек получает возможность стать индивидуальностью, преодолев детерминирующую родительскую волю, родительские комплексы и социально-культурный конформизм. Вторая взрослость может наступить только при разрушении старой идентичностей и гибели ложного Я...
Устранение проекций
...Проекция – фундаментальный психологический механизм, или стратегия, порожденная способностью бессознательного к проекции вовне. Юнг писал:"Основной психологической причиной проекции всегда является активизация бессознательного, которое ищет возможности самовыражения...
Карьера человека, так же как его брак и статус родителя является основным средством для проекции:
1) идентичности, которая как считается подтверждается опытом работы и квалификацией
2) заботы, которая заключается в том, что человек будет накормлен если он будет продуктивным
3) трансценденции, которая заключается в том, что человек преодолеет душевную пустоту, если будет постоянно добиваться успеха...
...Другой человек не хочет и не будет удовлетворять грандиозные потребности нашего внутреннего ребенка, поэтому появляется чувство, что нас предали и оставили в одиночестве...
...Мария Луиза фон Франц «Проекция и возврат к целостности»» выделяет 5 стадий типичных для процесса проецирования:
1) На первой стадии человек убежден в том, что его внутреннее ощущение локализовано вовне.
3) Он должен признать, что эта разница действительно существует.
4) Ему придётся согласится что он где-то совершил ошибку.
5) Должен найти внутри себя самой источник проецируемой энергии.
О неврозе
...Фрейд вкратце отметил, что невроз является ценой, которую человечество платит за цивилизацию...Юнг заметил, что в конечном счете невроз следует понимать как «страдания не осознавшей себя души…страдания души, не раскрывшей своего смысла»...
...Переживая в детском возрасте процесс социализации и давление внешней реальности мы постепенно отчуждаемся от самих себя. Наши внутренние протесты подавляются натиском внешнего мира. Однако к среднему возрасту эмоциональные травмы и пренебрежение душой могут привести к тому что части психики станут оказывать энергичное сопротивление последующим травмам. Это сопротивление будет проявляться в симптомах. Вместо того чтобы медицинскими препаратами заглушать послание, которое содержатся в этих симптомах, нам следует вступить с ними в диалог и узнать на что направлена эта новая адаптация, на которую ссылался Юнг...
...Симптом, даже если он не имеет прямых последствий все равно имеет значение, так как помогает выразить в символической форме то, что ищет своего внешнего выражения... Терапевт знает, что симптомы - очень полезные индикаторы местоположения травмируемой или игнорируемой области психики, которые указывают и на соответствующий способ лечения.
Диалог между Персоной и Тенью
...Окончание этапа доминирования Эго, то есть исчезновение иллюзии человека о том, что он знает кто он такой и в какой мере владеет ситуацией, неизбежно приводит к противоречию между Персоной и Тенью.Диалог в среднем возрасте между Персоной и Тенью - это установление необходимого равновесия между реальной политикой общества и внутренней истиной отдельной личности...
...Персона (в переводе с лат. маска) – это более или менее сознательная адаптация Эго к условиям социальной жизни. Мы формируем множество Персон и ролей, которые всегда оказываются вымышленными… Хотя персона человека - это необходимое средство для его самопредъявления внешнему миру, мы склонны путать Персону окружающих нас людей с их внутренней сущностью, а также отождествлять себя с исполняемой нами ролью... Персона скрывает человеческую индивидуальность, но, как заметил Юнг, по существу, «в ней нет ничего реального: она представляет собой необходимый компромисс между личностью и обществом».
...Так как первая половина жизни в основном уходит на создание и укрепление Персоны, мы часто пренебрегаем внутренним миром. Мы скрываем свою Тень, представляющую ту часть личности, которая подверглась вытеснению или осталась неосознанной. В Тени содержится в сто, что является жизненно важным и одновременно проблематичным для человека: это и гнев и сексуальность, но вместе с тем и наслаждение, и спонтанность, и неугасаемый огонь творчества... Тень - это травма, которая наносится человеческой природе из-за внедрения коллективных социальных ценностей. Поэтому конфронтация с Тенью и ее интеграция позволяют исцелить невротическое расщепление и восстановить процесс развития личности.
...Юнг предполагал, что самое лучшее, что каждый из нас может сделать для всего мира, - это избавиться от проекций своей Тени. Требуется немало мужества, чтобы сказать: в мире плохо то, что плохо в нас, и так далее. И в такие моменты мы улучшаем мир...
Отношения
...Поскольку Анима и Анимус спроецировались на другого, человек в буквальном случае влюбляется в отсутствующие части своей личности...
... Истинная сущность близких отношений заключается в том, что они никогда не бывают лучше отношения к самому себе...
...Для второй половины жизни приобретает смысл модель, при котором каждый человекк принимает на себя ответственность за свое психологическое состояние. Каждый партнер отвечает за свою собственную индивидуализацию...
...Детская потребность в привязанности остается очень сильной даже у взрослого. Но если основным мерилом самодостаточности и безопасности для человека является Другой, значит человеку явно не хватает зрелости...
...Роберт Хопке в своей книге «Мужские сны и исцеление мужчин» утверждает, что мужчине требуется примерно год индивидуальной терапии, прежде чем он сможет интериоризировать и признать свои собственные чувства, - целый год лишь для достижения того уровня самоощущения, которое, как правило у женщины присутствует изначально…. Будучи жертвами патриархальности, они признают лишь присутствие или отсутствие власти, считая ее признаками своей мужественности. Поэтому при переходе через Перевал мужчина снова должен превратиться в ребенка, повернуться лицом к страху, скрытому под маской власти и снова задать себе те же вопросы: что я хочу, что я чувствую, что я должен сделать чтобы быть в ладу с собой?...
...Личность не дается человеку от Бога, она создается в ежедневной борьбе с дьявольским сомнением и неодобрением...
... Ничего нельзя достичь, не определив природы этих первичных посланий, их происхождение от жизни других людей...
Трудовая деятельность: работа или призвание
...Работа – это средство, с помощью которого мы зарабатываем деньги. Призвание – это то, к чему нас постоянно влечет жизненная энергия. Призвание (от латинского vocatus, зов). Призвание является неизбежной частью индивидуализации, оно дает нам возможность увидеть результат своей деятельности и позволяет не обращать внимание на те призывы, которые могут навредить моей душе...
...В жизни не мы выбираем своей призвание, это оно выбирает нас. Наш выбор заключается только в том, как мы реагируем на этот выбор. Наше призвание может не иметь ничего общего с зарабатыванием денег. Человек может быть призван заботиться о других. Некоторые имеют призвание заниматься изобразительным искусством, и даже когда их искусство не получает признания они продолжают им заниматься...
...Иисус из Назарета хотел быть похожим на своего отца (Казандзакис «Последнее искушение Христа»), плотника, который делал кресты для римских наместников. Он хотел жениться на Марии Магдалине, жить в пригороде, участвовать в скачках на верблюдах и иметь детей. Внутренний голос, vocatus, позвал его к другой жизни. Его последнее искушение заключается в том, чтобы отказаться от своего призвания и остаться обычным человеком. Говоря своему призванию «Да», Иисус становится Христом. Поэтому Юнг отмечал, что истинное подражание Христу состоит в том, чтобы следовать своей индивидуализации, своему призванию в той же мере, как Иисус проживал жизнь Христа...
...Наше профессиональное призвание редко реализуется в поступательном прямолинейном движении, чаще оно приводит к многочисленным зигзагам и разворотам на жизненном пути...
...Не человеку не дано выбирать себе призвание, он является призванным. И смысл жизни по большей части заключается в том, чтобы, услышав этот внутренний зов – ответить «да». Эго не ведет нас по жизни, оно знает очень мало. Именно таинство самости призывает нас стать целостной личность, и то, каким образом мы решим израсходовать свою жизненную энергию, в существенной степени определяет наше жизненное странствие...
Проявления подчиненной функции
...И чем больше мы растём профессионально, тем выше риск нанести ущерб развитию своей личности и очерстветь душой. Важность занятия свободным искусством поблекла под мощным напором коммерческого и профессионального обучения. Таким образом мы оказались в плену ограничений, вызванных узкими рамками академического образования. Самое простое определение невроза, данное Юнгом, - разлад с самим собой, то есть одностороннее развитие личности. Чем выше уровень нашего профессионального обучения, тем более односторонней и ограниченной личностью мы становимся. Чем выше наша профессиональная квалификация и чем большего успеха мы добиваемся, тем более ограниченными оказываются наше общее мировоззрение и наша личность. Общество поощряет и вознаграждает нас за это, и мы вступаем в сделку, поскольку нам гораздо легче следовать своей доминантной ориентации, чем бороться с тем, что вызывает трудности или, возможно, не получает социального одобрения…
...Мы ограничились тем, что нам легче всего давалось, мы получали вознаграждение за свою продуктивность, а не за свою целостность. В своих мечтах мы проживали другую сторону жизни, ибо подчиненна функция – это черный вход в бессознательное... ..Во время кризиса среднего возраста менее развитые части психики требуют к себе больше внимания.
...Во время перехода через перевал полезно посмотреть, как достигнутые успехи становятся ограничителями, превращаются в тюрьму для целостной личности. Необходимо вернуть себе те части своей личности, которые остались невостребованными из-за нашей узкой специализации, нашего невежества или каких-то запретов...
Вторжение тени
...Тенью называют весь психический материал, который был вытеснен из человеческого сознания. Тень следует сравнивать не со злом: более уместно сравнивать ее с невостребованной жизнью...
...Сама по себе тень имеет большой потенциал. Осознание тени делает нас более человечными и более интересными. Человек, скрывающий свою тень очень вежлив и обходителен, но совершенно не интересен. Желание высвободить свои теневые импульсы, равно как и вытесненные творческие способности, признать их и позволить им выйти на поверхность - это необходимый шаг, ведущий к интеграции.
...Весь материал, составляющий негативное содержание Тени: ярость, похоть, гнев и т.д. - при бессознательном отыгрывании может вызвать необратимые разрушительные последствия, но при сознательном одобрении и канализации приведет к открытию новых направлений развития и новых источников энергии. В каждом конкретном случае Тень будет проявляться по-разному: в бессознательных поступках, в проекциях на окружающих, в депрессии и соматических заболеваниях. Тень воплощает в себе ту сторону жизни, которая наталкивалась на препятствия при попытке вешнего выражения. Тень – это жизненная сила, которая гораздо мощнее силы, поддерживающей нашу сознательную жизнь; создавать ей препятствия – значит снижать свою жизнеспособность...
...Осознанная встреча с Тенью в среднем возрасте очень важна, поскольку Тень в любом случае будет действовать исподтишка. Мы должны изучить, какие черты или качества окружающих вызывают у нас отторжение или зависть и признать наличие этих качеств у себя...
...Эта встреча с Тенью позволит нам найти скрытые внутренние источники энергии, творческие способности и возможности для личного развития. В процессе диалога со своей тенью мы устраним многочисленные проекции своей враждебности и зависти на окружающих. Жить своей жизнью довольно трудно, и мы сослужим добрую службу другим людям если сконцентрируем усилия на собственной индивидуализации, а не будем упираться и навязывать другим свое представление о том, как следует жить...
Про автора:
Джеймс Холлис, доктор философии, известный юнгианский аналитик, автор 12 книг, среди которых «Душевные омуты», «Под тенью Сатурна», «Создание жизни», «Почему хорошие люди делают плохие вещи», «В поисках смысла второй половины жизни». Его работы переведены на русский, немецкий, шведский, испанский, португальский, турецкий, итальянский и японский языки.
Джеймс занимал должности старшего аналитика тренингов в Межрегиональном обществе юнговских аналитиков, был первым директором по тренингам в Институте Юнга в Филадельфии, а также вице-президентом Фонда Филемона, который занимается публикациями полного перечня работ Карла Юнга.
Подготовила: Тамара Сухенко
0 коммент.:
Отправить комментарий