Притча о трех мудрых обезьянах и идея Сократа о трех ситах учат нас в полной мере осознавать то, что мы говорим, слышим и видим.
Классическая притча о трех мудрых обезьянах (их изображение хранится в святилище храма Тосёгу) таит в себе глубокую мудрость, которая никогда «не выйдет из моды»: мы должны в полной мере осознавать то, что мы говорим, то, что слушаем, и то, что видим.
Этот храм находится в Японии, три мудрые обезьяны (одна закрывает рот, другая — глаза, а третья — уши) были изображены на резном панно в 1636 году.
Немногие образы могут сравниться по популярности с «тремя мудрыми обезьянами».
И, как всегда в такой ситуации, первоначальный смысл притчи о трех мудрых обезьянах стал несколько размываться, дополняться другими идеями и толкованиями.
Для японцев он связан с философским и моральным кодексом, где подчеркивается необходимость хорошо осознавать свои слова и действия (а также бездействие) и их последствия:
В книге Конфуция «Беседы и суждения» встречается похожая фраза.
Историки и философы видят также в этой притче параллели с идеей Сократа о трех ситах (через которые нужно «просеивать» то, что собираешься сказать).
В любом случае, это очень важное и актуальное для нашего времени «послание». Нужно, правда, «делать поправку» на то, что в средневековом Китае и Японии эта притча могла восприниматься как призыв к покорности перед властью (не видеть и не слышать творящихся несправедливостей). Такое ее понимание, конечно, неприемлемо для нас.
Итак, приглашаем всех поразмышлять над притчей о трех мудрых обезьянах.
3 сита Сократа
Но вернемся сначала к идее Сократа о трех ситах. Как известно, один его ученик собрался рассказать афинскому мудрецу, что говорит о нем его знакомый.
Но Сократ остановил нервного ученика и предложил ему сначала просеять то, что он собирался рассказать, через три сита.
- Сито правды: Ты как-то пытался проверить эту информацию? Ты уверен, что то, что ты хочешь рассказать — правда?
- Сито добра: Ты хочешь сказать об этом человеке что-то хорошее?
- Сито пользы: Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? Будет ли от этого какая-то польза?
Эти три «сита», без сомнения, побуждают нас быть более осторожными в своих высказываниях, избегать пустословия и злословия и отвечать за свои слова.
Притча о трех ситах, несомненно, имеет много общего с притчей о трех мудрых обезьянах из храма Тосёгу.
Притча о трех мудрых обезьянах
Обезьяна, которая закрывает себе рот: Ивадзару
Ивадзару — обезьянка, которая слева.
По японской философии, эта фигурка символизирует необходимость не передавать, не переносить зло. В этом русле идут и рекомендации не озвучивать «в полный голос» свои неприятности и свое недовольство.
- Вообще не рекомендуется слишком сильно выражать свои эмоции; высоко ценится сдержанность.
Эта обезьяна имеет много общего с сократовскими ситами. И та, и другие побуждают человека не злословить, не распространять слухи и сплетни.
В самом деле, они не являются достоверной информацией, не несут добра, и от них нет пользы.
Кикадзару сидит рядом с обезьяной, которая закрывает себе рот.
В Японии не очень хорошо относятся к тем, кто распространяет слухи, сплетни, негативную информацию.
Поэтому, считают там, лучше «закрывать уши» перед определенной информацией, это помогает сохранить равновесие. К сожалению, в западном мире дело обстоит не так. Мы живем в окружении негативной информации, слухов и сплетен. Они заполняют информационное пространство вокруг нас.
Если соотнести эту идею с тремя ситами Сократа, можно ее несколько развить:
Иногда, хотя информация и является негативной, ее нужно передавать, потому что она полезна (я сообщаю тебе, что твои клиенты недовольны, и тебе нужно приложить усилия, чтобы снять их недовольство).
Если же информация бесполезна и, более того, вредна, рекомендуется последовать примеру обезьянки Ивадзуру: закрыть себе рот.
Обезьяна, которая закрывает себе глаза: Мидзару
В соответствии с морально-философским кодексом Сантай, несправедливость лучше не видеть, не слышать и не говорить о ней. Эта идея явно не выдержала испытания временем.
- Но если мы посмотрим на образ третьей обезьянки с сократовской точки зрения, мы можем увидеть в нем предложение закрывать глаза перед тем, что не является ни хорошим, ни полезным.
- Рекомендуется закрывать глаза перед мраком и направлять взгляд на то, что что озарено светом, значимо и дает надежду…
Притча о трех обезьянах, одна из которых молчит, другая закрывает себе уши, а третья закрывает глаза, напоминает нам, как важно прислушиваться к своему внутреннему голосу, быть внимательными и осторожными:
“Следи за своими словами, закрывай свой слух от того, что не приносит тебе пользы, не направляй свой взгляд на то, что приносит тебе вред, и ты найдешь свой путь к счастью”.
0 коммент.:
Отправить комментарий