Задолго до классической психотерапии стоики сформулировали основные принципы душевной гармонии. Журналист Элиф Батуман рассказывает о том, как философия стоицизма помогла ей выйти из личного кризиса.
Философ-стоик Эпиктет родился рабом примерно в 55 г. н.э. на территории нынешней Турции. Собственно, само имя Эпиктет – это не имя как таковое, а прозвище раба, означающее «купленный».
Свои обязанности он выполнял радостно и расторопно, считая всех людей «рабами единого Бога». Никто не знает, как Эпиктет стал вольноотпущенником, но в возрасте сорока лет он основал собственную философскую школу, быстро ставшую популярной.
Я впервые познакомилась с работами Эпиктета после переезда из Сан-Франциско в Стамбул в 2011 году. Тогда я жила в полном одиночестве в лесном университетском кампусе и переживала кризис отношений. События, происходившие на турецкой политической сцене, погружали меня в еще большую депрессию.
Первая же строчка из «Руководства» Эпиктета сняла груз с моей души: «Мы можем контролировать только часть вещей, но не все». Единственное, что мы можем контролировать полностью, – это наше собственное суждение о том, что хорошо, а что плохо.
Страх и желание – часть нашей природы. Быть стоиком – значит отстраняться от них и задаваться вопросом: относятся ли эти эмоции к ситуации, которую мы можем контролировать, или нет.
Если мы попробуем это сделать, то сразу заметим, что первое случается не слишком часто. Над большинством событий мы не властны. И можем спокойно предоставить «богам» вершить их волю, оставив себе свой маленький остров личных предпочтений и привычек.
Неподконтрольные вам вещи влияют на жизнь. И нет смысла пытаться это изменить. Дата нашей смерти, поведение других людей, погода, рынок ценных бумаг, мировая политика – это не в нашей власти.
Стоицизм дарит бесценную мантру, которая помогает в ситуациях, когда от вас ничего не зависит. «Это не моя забота». Она прекрасно резонирует с тревожными мыслями, которые изводят нас изо дня в день: «Почему у меня нет того, что я хочу? Вдруг случится то, чего я боюсь?»
Читая Эпиктета, я поняла, что страдаю не столько от реальных проблем, сколько от стыда от осознания того, что я могла бы их избежать. Кто, кроме меня, был виноват в том, что я жила в такой изоляции, а моя личная жизнь рассыпалась в прах?
Когда я прочитала о том, что никогда не стоит стыдиться собственного одиночества – в уединении или в толпе, я поняла, что частенько именно это и делаю. Совет от Эпиктета: считайте уединение возможностью насладиться «свободой и покоем» и чувствуйте себя «равным богам». В толпе же представьте, что вы «гость на огромной вечеринке», и берите от жизни все.
Эпиктет подкупил меня своей манерой излагать мысли. Он напомнил мне строгого тренера. «Вы можете вывихнуть запястье, растянуть голеностоп, наглотаться песка», вы неизбежно будете переживать потери и унижения.
Каждое испытание – это возможность чему-то научиться и шаг к славе. Когда перед вами возникают трудности, стоит испытывать волнение и гордость, как борец, которому Бог-тренер назначил сильного молодого соперника. Постарайтесь разглядеть в каждом негодяе, который портит вам жизнь, божественную попытку сделать из вас «олимпийского чемпиона». Это сильный аргумент.
Наглая ложь таксиста по поводу кратчайшего маршрута, надувательство лавочника – я винила в этом себя. Ведь это я говорю по-турецки с акцентом! Ведь это мне не приходится зарабатывать себе на хлеб таким тяжелым трудом!
Эпиктет развеял эти мрачные мысли: «Сталкиваясь с мелкими неприятностями – капля пролитого масла, немного украденного вина, – повторяйте про себя: «За эту малую цену я покупаю собственное спокойствие...».
За две тысячи лет до Дарвина и Фрейда Эпиктет уже знал способ разрушить темницу, в которую мы себя сами и заключили. Страхи и страсти, запрограммированные в нашем теле, – мы можем справиться с ними при помощи разума.
0 коммент.:
Отправить комментарий