4 СПОСОБА ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ МАНИПУЛЯЦИИ ЭМОЦИЯМИ ~ Трансерфинг реальности

пятница, 12 января 2018 г.

Filled Under: ,

4 СПОСОБА ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ МАНИПУЛЯЦИИ ЭМОЦИЯМИ

Все, что угодно, лучше лжи и обмана!
~ Лев Толстой

Как кто-то мог на такое купиться? Как я мог быть таким дураком? Почему они верят этому вранью? Как нас смогли так одурачить?

Нас окружают люди, в той или иной степени способные манипулировать нашими эмоциями. Когда мы молоды, мы любим считать, что уж мы-то невосприимчивы к тому психологическому давлению, которое вводит других людей в заблуждение, манипулирует их сознанием и внушает им чуждые идеи. Мы ведь не такие, правда? Но истинное взросление включает в себя понимание того, что и на вас тоже воздействует окружающая среда, что и на вас тоже влияют другие люди, что вы – человеческое существо, и у вас есть простые человеческие желания и слабости.


Люди поддаются внешней манипуляции именно потому, что все мы разделяем внутренние психологические характеристики, делающие всех нас восприимчивыми – в определенной степени. Однако, как и в случае любых других слабостей и склонностей, некоторые люди оказываются куда более восприимчивыми, иммунитет же других оказывается куда более высок, позволяя им противостоять такому уровню манипуляций, который мы даже не считали возможным.

Однако предполагать, что мы уже иммунны к манипуляциям – вернейший способ стать их жертвой. Позвольте мне привести вам очень яркий пример: 

Эмоционально заманипулированные до смерти

Представьте: на календаре 18 ноября 1978 года, и вы в Гайане. Вы стоите посреди Джонстауна, и вы – верный последователь культа Джима Джонса, известного как «Храм народов». И он приказывает вам лишить себя жизни, выпив чашку отравленного цианидом прохладительного напитка.

Как вы поступите?

Конечно же, вы не сделаете этого, правда? Разве может какой-то Джим Джонс, да и кто угодно другой, если уж на то пошло, приказывать вам расстаться с собственной жизнью? Вы же не робот, которому можно приказать отключить себя, и он это сделает, ведь у него нет собственной воли! Но 907 членов культа в тот страшный день выполнили этот приказ, и умерли. А перед тем, как убить себя, многие из них отравили своих детей. И ведь на самом деле все эти люди хотели жить. И хотели, чтобы жили их дети и родственники.

Что же заставило их это сделать? Почему столько мужчин и женщин, у многих из которых было высшее образование, позволили этому человеку промыть себе мозги и столько лет над собою издеваться? Почему они согласились продать свои дома и отдать все, что у них было, «Храму народов» — очевидной секте?

Может, интеллект этих людей был необычно низок, или они были безумны? А может, Джим Джонс был искусным манипулятором человеческих эмоций? Возможно, он знал, на какае «кнопочки» человеческой души нужно жать, и играл на них, пока «инструменты» не дошли до такого состояния, что согласились отравить своих людей прежде, чем убить себя?

Ну, как бы то ни было, это ведь произошло только в Джонстауне, правда? Это был одиночный инцидент?

А вот и нет! «Джонстауны» за время человеческой истории происходили не раз, и не два. И скорее всего, произойдут вновь. Ставлю на что угодно, что если вы пороетесь в своей памяти, то вспомните еще пару случаев, когда людей искусно довели до гибели – причем последний шаг они делали сами. Да, эти случаи назывались отнюдь не «Джонстаунами», они вошли в историю под другими именами, но в них мы видим абсолютно те же механизмы психологической манипуляции, что и в описанном нами случая. И поняв, как эти механизмы функционируют, вы обезопасите себя не только от смертоносных манипуляций лидеров деструктивных культов, но и от малозаметной психологической обработки, с которой, как с частью нашей повседневной жизни, мы сталкиваемся каждый день.

У всех нас есть основные человеческие потребности

Джим Джонс мастерски умел обманывать людей, давая, как им казалось, то, что им нужно. Это – самое важное, что нам нужно усвоить. У всех нас есть глубинные человеческие потребности. И если ваши психологические потребности не удовлетворяются, тогда, если только вы не будете в точности понимать, что с вами происходит, и должным образом на это реагировать, у вас появится стремление припасть к любому источнику, который будет удовлетворять эти потребности – или хотя бы создавать видимость этого удовлетворения.

Итак, ваши основные человеческие потребности включают: 
  • Безопасное окружение для жизни и работы.
  • Чувство самодостаточности и власти над собственной жизнью.
  • Чувство собственного достоинства, проистекающеее из креативного решения проблем и достижения личных целей.
  • Принадлежность к большой группе единомышленников.
  • Обладание статусом в своей социальной группе (что включает чувство важности или уважения в той или иной форме).
  • Чувство эмоциональной привязанности к некоторым людям (семье, друзьям и так далее).
  • Цель и смысл жизни, проистекающие из возможности что-то изменить своими действиями.
Повторю еще раз – если какие-то из этих основных потребностей будут не удовлетворены, вы вполне можете почувствовать сильную привязанность к любому человеку, или общественному явлению, хотя бы намекающему на возможность их удовлетворения. Но если вы поймете, что с вами происходит, это избавит вас от огромнейшей кучи проблем в будущем.

Многие из последователей Джима Джонса были завербованы им из массы людей, разочарованный в собственной жизни – она их либо не устраивала полностью, либо же они стремились к удовлетворению своих потребностей нездоровыми способами. Люди, в жизни которых наступила черная полоса, люди, будущее которых сокрыто туманом, люди с низкой самооценкой или негативным отношением к себе самим, ну и так далее. Джонс обещал им стабильность, социальное принятие, общность единомышленников, цель в жизни и чувство безопасности – если только они присоединятся к его «храму». И это, должно быть, пробудило что-то в самых глубинах их душ, так как в итоге они пошли за Джонсом, словно крысы за Гаммельнским крысоловом, прямо к собственной гибели.


Универсальная применимость и восприимчивость

Поверьте, то, что не все ваши потребности удовлетворяются, или же что их удовлетворение оставляет желать лучшего, со стороны заметно практически сразу. Рано или поздно это заметит человек, который пообещает удовлетворить все ваши потребности в одном удобном для принятия «комплекте», и, поверьте, это предложение может показаться вам весьма соблазнительным.

Если вы не вполне согласны со мною, подумайте вот о чем: На обычном, так сказать, бытовом уровне каждый из нас знает хотя бы одного человека, который, будучи не вполне удовлетворенным собственным браком, завязал сомнительные отношения с любовником или любовницей лишь потому, что ему хотелось быть услышанным, хотелось слышать лесть, хотелось романтики, ну и далее по списку. Именно подобное подсознательное стремление может толкнуть людей в объятья секты, или в «клиенты» очередного психолога-мошенника.

Рациональные оправдания иррациональному поведению

Все мы любим безраздельное внимание к себе, любимым. Более того, мы в нем нуждаемся, и различными способами добиваемся его, однако эта жажда может закрыть нам глаза на не вполне достойные стороны тех людей (или организаций), которые нам его выказывают. Но наши эмоциональные потребности настолько сильны, что они часто привлекают помощь нашего создания, чтобы состряпать сильные, логичные аргументы, поддерживающие то, что нам так хочется сделать. Последователи Джима Джонса определенно создали для себя систему подобных аргументов, в итоге веря на все 100%, что у них есть рациональные причины оставаться в этом культе.

Да, это очень просто – говорить потом «Как же я мог быть таким дураком»? Но жуткие случаи вроде Джонстауна демонстрируют нам, как желание удовлетворения основных человеческих потребностей способно разом превратить в идиотов даже неглупых, в общем-то, людей. Это желание способно полностью заглушить рациональное мышление, если мы ему это позволим – так же, как человек, умирающий в пустыне от жажды, с радостью напьется из бутылки с ледяной отравой, если ее ему подсунуть.

Оружие влияния и манипуляций

Известный социальный психолог Роберт Чалдини провел исследования того, как и почему люди соглашаются на что-то или что-то покупают в деловых ситуациях, и определил набор принципов, которые назвал «оружием влияния». И хотя он по большей части изучал события и взаимодействия, имеющие отношение к деловому миру, определенные им принципы одинаково хорошо применимы к любым нездоровым отношениям, в которых вами пытаются манипулировать. И если присмотреться поближе, то не так уж и трудно увидеть связь между принципами Чалдини и описанными мною чуть выше основными потребностями.

Оружие влияния Чалдини:
  • Вызывание ответной реакции. – «Но ведь они столько для меня сделали»! Когда вы чувствуете, что кому-то обязаны, на вас действует закон ответной реакции. Джим Джонс постоянно напоминал своим последователям о том, сколько всего для них сделал «Храм народов» — как он «спас их», и как теперь они «принадлежат» «храму». Если кто-то постоянно напоминает вам, сколько всего он для вас сделал или делает, берегитесь – вами пытаются манипулировать. Будь то «бесплатные» образцы в продаже или рекламе или люди, делающие вам непрошенные «одолжения», чтобы рассчитывать в будущем на то же с вашей стороны, цель всего этого одна – заставить вас сделать то, что нужно кому-то другому.
  • Вовлеченность и нежелание бросать начатое. – Если люди публично, на людях обещают что-то сделать, будь то в письменной или устной форме, они с куда большей вероятностью сдержат это обещание, чем в противном случае. Мы любим казаться ответственными и последовательными людьми – как в своих глазах, так и в глазах окружающих (только посмотрите на то, как общественность презирает политиков, меняющих убеждения). И внезапно прекратить выполнять приказы, или же отбросить в сторону давнишние верования для многих кажется просто невозможным – даже в свете многочисленных свидетельств того, что их вера – обычное мошенничество.
  • Социальное давление. – Если люди видят, как множество других людей чем-то занимаются, они тоже начинают этим заниматься. Точка. Их доводы просты: «Ну ведь не могут же все эти люди ошибаться», или «Раз все этим занимаются, что в этом такого»? Именно подобное мышление делает из людей и «жертв моды», и «жертв культа». Кстати, подобные ситуации довольно сложны и неоднозначны, ведь они основаны далеко не только на бездумной слепоте с нашей стороны. Сотни и тысячи лет назад для того, чтобы люди могли выжить в мире хищников, им приходилось сбиваться в тесно связанные социальные группы и смотреть на остальных в поисках черт поведения, способствующих выживанию. В какой-то мере это все еще является полезным, однако выросшие среди нас манипуляторы научились пользоваться этим к собственной выгоде.
  • Авторитет. – Люди склонны подчиняться властным фигурам, даже если те требуют от них чего-то, идущего вразрез с собственными убеждениями или с законом. Увы, жизнь часто подсовывает нам властные фигуры всех форм и расцветок (и Джим Джонс определенно был одной из них).
  • Харизма. – Люди с куда большей охотой поддаются убеждению и манипуляциям со стороны людей, которые им нравятся. Проблема в одном – зачастую эти милашки могут творить такое, что вам совсем, совсем не понравится. Чалдини убедительно продемонстрировал, что люди предпочитают покупать у людей, которые им нравятся, или же покупать то, что покупают нравящиеся им люди. Кроме того, мы склонны любить людей, привлекательных внешне. И то, что лидеры культов, как правило, оказываются привлекательными, харизматичными и «милыми» — вовсе не случайность.
  • Нехватка. – Если людям кажется, что что-то в дефиците, спрос на него изрядно возрастает. Этот принцип вовсю используется в сфере продаж. «Ограниченное предложение», «запасы ограничены», «только для первых 100 покупателей» — все мы видели подобные надписи в магазинах. Манипуляторы же используют этот принцип немного иначе: «Вам никогда не встретить такого человека, как я»! Да, это чуть более тонкий подход, но ведет он к тому же – что этот человек — редкая, незаурядная личность, очень ценная для вас. Джим Джонс часто повторял: «Храм народов» – единственное место, где вы можете быть спасены». У всех культов есть подобный манипулятивный слоган. У всех.
4 умных способа защитить себя

Чтобы защитить себя от чрезмерных и недоброжелательных манипуляций организаций и отдельных личностей, вы должны:
  • Понимать, что излишне эмоциональные обещания дать вам что-то или угрозы, что вы что-то можете потерять – универсальные средства для управления вашей верой и поведением.
  • Помнить, что если ваши основные эмоциональные потребности не удовлетворены, вы становитесь куда уязвимее для тех, кто полон решимости воспользоваться этой брешью в вашей защите. Но само понимание этого уже дает вам кое-какую защиту, не давая стать жертвой.

  • Наблюдайте за тем, как вокруг вас каждодневно применяется «оружие влияния» Чалдини (часто даже в благих целях), и как оно связано с основными потребностями людей.
  • Сохраняйте спокойствие. Дышите поглубже. Спокойный разум смотрит на вещи куда более ясно и объективно.
Послесловие

Большая часть людей и организаций вовсе не стремятся использовать людей и манипулировать ими в корыстных или злых целях, но, как обнаружили незадачливые последователи Джима Джонса в 1978 году, когда они это делают, результат может ужаснуть все человечество.

И потому… я неоднократно говорил это, но повторю еще раз: Живите так, как хотите, а не так, как живется. Изобретайте способы изменить жизнь, а не отговорки. Позволяйте воодушевлять себя, но не манипулировать собою. Трудитесь ради результата, а не чтобы кого-то превзойти. Прислушивайтесь к внутреннему голосу, а не к эгоистичным мнениям других людей.

И если вам кажется, что вами кто-то пытается манипулировать, знайте – вы не одни. Многие из нас столкнулись или сталкивались с той же проблемой, и если вы постараетесь, то непременно сможете найти подсказу или совет, которые помогут вам справиться с этой проблемой.

Какой из всего этого можно сделать вывод? Да, в этом мире множество манипуляторов, которые непременно постараются промыть вам мозги – но обезопасить себя от них не так уж и сложно. Главное – знать, что с вами происходит.

0 коммент.:

Отправить комментарий