На протяжении тысячелетий насилие нередко совершалось от имени религий и оправдывалось религиозными соображениями. Религии часто были и остаются нетерпимыми. Религиозными взглядами злоупотребляют, их эксплуатируют — даже духовные лидеры — ради политических и экономических интересов. Поэтому я утверждаю, что в XXI веке нам требуется новая форма этики, стоящая вне религий.
Я говорю о светских, нецерковных нравственных категориях, которые могли бы быть полезными для более чем миллиарда атеистов и растущего числа агностиков. Наша фундаментальная человеческая духовность представляет собой нечто намного более целостное и всеобъемлющее, чем любая религия.
Нас роднит друг с другом любовь, добросердечие, сочувствие к другим существам. Эти врожденные способности не зависят от нашей религиозной принадлежности. Я уверен, что люди могут обойтись без религии, но они не выживут без внутренних ценностей, без общечеловеческой порядочности.
Этика отличается от религии, как вода от чая. Этику и основанные на ней ценности можно сравнить с водой. Чай состоит главным образом из воды, но содержит и другие составляющие: листья чайного дерева, специи, немного сахара или (на тибетский манер) соли — так вода превращается во что-то более вещественное, в наш привычный повседневный напиток. Но, как бы этот напиток ни готовился, его основа — вода. Без чая прожить можно, без воды — нет. Человек рождается без религии, но в нем, как вода в чае, с самого начала присутствует фундаментальная потребность в сострадании.
Этика отличается от религии, как вода от чая. Этику и основанные на ней ценности можно сравнить с водой. Чай состоит главным образом из воды, но содержит и другие составляющие: листья чайного дерева, специи, немного сахара или (на тибетский манер) соли — так вода превращается во что-то более вещественное, в наш привычный повседневный напиток. Но, как бы этот напиток ни готовился, его основа — вода. Без чая прожить можно, без воды — нет. Человек рождается без религии, но в нем, как вода в чае, с самого начала присутствует фундаментальная потребность в сострадании.
Есть шесть фундаментальных принципов, согласно Далай-Ламе.
Первый и самый важный — ненасилие. Оно стало символом борьбы за свободу Тибета под руководством Далай-ламы. Иногда в этом контексте он также цитирует слова Иисуса из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших».
Второй принцип, столь же существенный, — толерантность. «Невозможен мир между народами без мира между религиями», — говорит он, ссылаясь на глобальную этику Ханса Кюнга.
Третий принцип: принимать каждую религию в ее уникальности.
Четвертый: в нашем последнем телеинтервью я спросил, какое значение имеет религия сегодня, и Далай-лама ответил: «Духовный человек — это тот, кто участвует в совместной работе по спасению Земли». Обычно он связывает эту тему с проблемой загрязнения гималайских рек: «Это вопрос жизни и смерти для двух миллиардов человек».
Что касается пятого принципа — терпения, то здесь Далай-лама, заговорщицки посмеиваясь, признается, что даже ему еще приходится над этим работать. Конечно, у него очень часто выдается возможность попрактиковаться в этом качестве, благодаря китайским политикам. Опять смех.
Что касается пятого принципа — терпения, то здесь Далай-лама, заговорщицки посмеиваясь, признается, что даже ему еще приходится над этим работать. Конечно, у него очень часто выдается возможность попрактиковаться в этом качестве, благодаря китайским политикам. Опять смех.
Он сам подшучивает над своим шестым принципом — смертью и перерождением. Он уверяет, что понятия не имеет, что произойдет после смерти. «Если меня унесет в ад, я непременно попрошусь в отпуск, чтобы узнать, что происходит здесь, на Земле».
Далай-лама, «Этика важнее религии». Издательство «Э», 2017
0 коммент.:
Отправить комментарий