Когда вы поймёте самого себя, очень легко станет рисовать или писать стихи, или заниматься каллиграфией, или чайной церемонией, или карате. Вы рисуете без усилий; вы пишите без усилий. Почему? Когда вы рисуете или пишете, или выполняете любое действие, вы полностью уходите в это действие. Вы это только писание, вы — только рисование. Никакое мышление не вклинивается между вами и действием. Существует только действие без мышления. Это свобода.
Если вы думаете, то ваш ум уходит в сторону от вашего действия, и процесс вашего письма или рисования будет прерван. Если вы не думаете, то вы одно целое с вашим действием. Вы и есть тот чай, который вы пьёте. Вы и есть та кисть, которой вы пишете. Недуманье существует прежде мышления. Вы — это целая вселенная; Вселенная — это вы. Это ум Дзен, абсолютный ум. Он находится вне пространства и времени. Вне разделения на себя и другого. Добра и зла, жизни и смерти. Истина — просто как это. Поэтому, когда человек Дзен рисует, то вся вселенная находится на кончике его кисти.
Жил когда-то великий японский поэт по имени Басе. Он был очень умным молодым человеком и как серьёзный буддист изучил множество сутр. По его мнению, он понял буддизм. Однажды он посетил Дзен Мастера Такуана. Они долго говорили. Мастер что-нибудь скажет, и Басе тут же пространно ответит, приводя цитаты из самых глубоких и трудных сутр. В конце концов, Мастер сказал: “Вы великий великий человек. Вы понимаете всё. Но всё время, пока мы говорили, вы пользовались словами Будды или прославленных учителей. Я не хочу слушать слова других людей. Я хочу услышать ваши собственные слова. Слова вашего истинного “Я”. Ну, быстро, дайте мне одно предложение, но ваше, собственное!”
Басе безмолвствовал. Его ум заметался: “Что мне сказать? Мои собственные слова — что это может быть?” Прошла минута, потом две, десять. Затем Дзен Мастер сказал: “Я думал, что вы поняли Буддизм. Почему вы не можете мне ответить?” Басе покраснел. Его ум застыл. Он не мог двинуться ни влево, ни вправо, ни вперёд, ни назад. Он упёрся в непроходимую стену. Затем только безбрежная пустота. Внезапно в монастырском саду раздался звук. Басе повернулся к Мастеру и сказал:
“Тихий пруд —
лягушка прыгнула —
всплеск”.
Мастер громко засмеялся и сказал: “Ну вот! Именно эти слова — слова вашего истинного “Я”!” Басе тоже засмеялся. В этот момент с ним случилось просветление.
Позднее Басе приехал к горе Мацусима, в одно из самых красивых мест в Японии, где проводилось поэтическое состязание. Со всей страны съехались туда поэты.
Мацусима —
ах, Мацусима,
Мацусима!
Его стихотворение победило на конкурсе. Это было настоящее Дзен стихотворение. Оно не использует поэтический язык или описания. В нём нет мышления. «Я — Мацусима, Мацусима — это я». Поэтому в Дзен не существует внутреннего и внешнего, там только единый ум. Это жизнь всех искусств, и это жизнь Дзен.
Сун Сан — Посыпание Будды пеплом
0 коммент.:
Отправить комментарий