«Суть не в том, чтобы отпустить. Вы бы наверняка это сделали, если бы могли. Вместо “отпустить”, нам, вероятно, следует говорить “позволить этому быть”». ~ Джон Кабат-Зинн
Я всегда думала, что беспокойный разум – это плохо.
И на протяжении большей части моей жизни так оно и было.
Оглядываясь назад, я даже не могу вспомнить время, когда я не была погружена в собственные мысли. В моей голове постоянно присутствовал «рассказчик», который давал свои комментарии всему происходящему.
Я пыталась медитировать, однако для меня это было настоящей пыткой: я отчаянно пыталась прогнать свои мысли прочь или прервать их поток, что, как мы знаем, невозможно. Попытки не думать можно было сравнить с отсоединением конечностей от тела. Да, такова была моя привязанность к мыслям.
Йога оказалась ещё одной тщетной попыткой добиться осознанности и внимательности. Другим людям из моей группы прекрасно удавалось достигать сосредоточенности и присутствовать в настоящем моменте, в то время как мой мозг не прекращал долбить меня изнутри, словно молотком: он сравнивал меня с другими, критиковал то, как я выполняю упражнения, пытался убедить, что мне это не нужно, и так далее.
Несведущие люди могут подумать, что только «негативное» чрезмерное мышление является проблемой. Однако, как показывают результаты моих наблюдений, чрезмерный анализ любой темы или события (даже хороших), как правило, приводит к возникновению неприятных чувств.
Например, если кто-то делал мне комплимент, я часто думала, что это было незаслуженно. По всей видимости, тот человек был просто добрым или же просто проявлял чувство жалости по отношению ко мне.
Тогда мне казалось, будто бы я была загнана в ловушку. Я боялась своих мыслей. Процесс чрезмерного анализа мог начаться в любое время и застать меня врасплох. Я была не в состоянии прекратить его по желанию.
Я чрезмерно анализировала буквально всё. Простые разговоры становились напряжёнными и некомфортными. Я находила скрытый смысл в каждом намёке.
Моё мышление не знало границ. Оно тщательно анализировало прошлое, настоящее и будущее и создавало напряжённые сценарии, ни один из которых, конечно же, не был правдивым.
Я ощущала себя проклятой. Обременённой. «Почему я не могу быть нормальным человеком?» – говорила я себе.
Мои друзья и близкие люди постоянно твердили мне: «Отстранись от своих мыслей! Прекратите всё чрезмерно анализировать! Для чего ты это делаешь? Видно же, что это изнуряет тебя». Последняя фраза была моей самой любимой.
Да, это было утомительно. Я вела постоянную борьбу с собой. Был ли способ меньше думать? Могла ли я как-то успокоить свои мысли?
В отчаянии я начала заглушать своё мышление. Еда, драмы, плохие отношения – всё это стало моими пороками, позволившими мне сосуществовать с моим маниакальным разумом.
Я превратилась в жертву собственного мышления, которое не поддавалось контролю.
Так продолжалось до тех пор, пока я не наткнулась на новое понимание процесса мышления.
Это понимание полностью изменило мою жизнь. Оно заключается в том, что наше мышление вовсе не определяет то, кем мы есть на самом деле.
Мы – это не наши мысли.
В нашей голове мысли текут беспрерывным потоком. Это часть человеческого бытия. Тем не менее, мы можем выбирать, с какими из них взаимодействовать.
Писательница и блогер Пэм Гроут провела блестящую аналогию, сравнив мысли с вереницей муравьёв, которая тянется через одеяло для пикника. Вы можете просто наблюдать за их движением, пока они не достигнут другого конца и не исчезнут, или же вы можете начать взаимодействовать с ними, пытаясь убрать их с одеяла. Сосредоточьте своё внимание на муравьях. Начните их беспокоить. И они непременно укусят вас.
Однако у вас есть выбор.
Вы решаете, на какие мысли обращать внимание.
Потому что мысли приходят и уходят. Всё время. И это нормально.
Если вы способны замечать тот факт, что вы чрезмерно думаете, тогда вы непременно обратите внимание на разделение между вами и вашим разумом.
Это действительно так просто.
Как и в случае со всем новым, мне потребовалось некоторое время (и практика), чтобы позволить этому пониманию войти в мою жизнь и начать производить в ней положительные изменения. Какие? Приведу несколько примеров.
• Я научилась принимать жизнь такой, какой она есть. Я больше не чувствую необходимости интеллектуализировать и/или судить каждый аспект своей жизни. И с этим приходит чувство лёгкости.
• Я испытываю гораздо больше удовлетворённости. Беспокойный разум часто оказывается в тёмном месте, если его оставить без внимания. Если вы не будете вступать с ним в бесконечную болтовню, чувства довольства станут для вас близкими друзьями.
• У меня появилось больше сил и возможностей. Осознание того, что я могу выбирать, с какими мыслями взаимодействовать, привело к избавлению от чувства жертвенности.
Я осознала, что мне не нужно прекращать думать, я просто должна отбирать то, во что верить. Большинство наших мыслей – это всего лишь истории, которые мы придумываем сами, часто связывая их с сожалениями о прошлом или беспокойством о будущем.
Они не являются правдивыми. Вообще.
Раньше я была плохой матерью. Я признаю это.
Когда моя дочь достигла того возраста, когда можно водить машину и ходить по клубам, мой разум, склонный к чрезмерному анализированию, словно с цепи сорвался. Когда она ходила гулять со своими друзьями (как делают все молодые люди), я переживала внутренний кризис. В буквальном смысле.
Мой разум представлял наихудшие сценарии развития событий, причём в мельчайших подробностях.
Дорожно-транспортное происшествие. Изнасилование. Похищение. И прочее.
Я снова и снова прокручивала эти сценарии в своей голове до тех пор, пока они не превращались в клубок нервов и беспокойства. Из-за этого я не могла уснуть.
Около полуночи я начинала писать ей текстовые сообщения, чтобы убедиться, что с ней всё в порядке. (Мне было так плохо…)
Когда она, наконец, возвращалась домой под утро, я чувствовала невероятное облегчение.
Эти эмоции вытягивали из меня все силы.
Тем не менее, всё это было результатом моего мышления. Вот и вся суть.
Спустя год после таких тяжких мучений я, наконец, решила действовать. И речь шла вовсе не о моей дочери, а обо мне. А если быть точнее, о моём мышлении.
Всякий раз, когда она уходила гулять, в моей голове по-прежнему возникал бесконечный поток мыслей, однако выбор того, стоит ли их воспринимать всерьёз или нет, стоял за мной.
Так, я начала признавать их присутствие, когда они появлялись, а затем позволяла им потоком течь через меня. Я рассуждала, что жизнь моей дочери принадлежит только ей, а у меня нет никакого контроля над её судьбой. И мне стало легче. Потому что это правда.
Каждый раз, когда внутри меня возникала тревога, я напоминала себе о том, что ни одна из тех мыслей не была правдивой. Я была в порядке. С ней тоже всё было хорошо.
С течением времени мне становилось всё легче. Я меньше беспокоилась. Я даже умудрялась засыпать, когда её не было дома!
Сегодня я слушаю только те мысли, которые связаны с хорошими сценариями. Сценарии, от которых мне становится хорошо. Негативные мысли я либо меняю на позитивные, либо позволяю им быть, не обращая на них внимания.
Это похоже на прослушивание радио в фоновом режиме. Когда начинает играть песня, которая мне нравится, я направляю на неё всё своё внимание.
Да, я выбираю, когда нужно обращать внимание на что-либо.
Никаких исключений.
Мои мысли больше не контролируют меня. Наоборот, я контролирую то, с какими из них взаимодействовать.
Мой беспокойный разум – мой союзник. Мой друг. Мой внутренний товарищ.
И одна из вещей, которые делают меня мной.
Пишет Jacky Exton
0 коммент.:
Отправить комментарий