Многие люди хорошо знают свои слабые стороны – недостатки. На них уже с детских лет указывают сначала родители, если ребенок не соответствует их ожиданиям, потом – учителя, друзья или коллеги. Некоторые даже пытаются от них избавиться – от этих недостатков, борются с ними, потому что они мешают добиваться целей, строить отношения с людьми.
Постоянное акцентирование внимания на своих недостатках, самобичевание приводят к заниженной самооценке и возникновению различных комплексов и фобий.
О своих сильных сторонах – достоинствах люди задумываются намного реже. А напрасно. Человеку, не знающему своих достоинств, трудно полюбить себя. Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других, а значит, жить в гармонии с собой и окружающим миром. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», ― гласит заповедь Божья.
И несмотря на то что эта заповедь стара, как мир, любовь к себе еще недавно считалась ненормальной и осуждалась. К человеку, который заявлял, что он себя любит, относились с недоверием, называя эгоистом, потому что годами вырабатывалась установка «Любить себя – плохо!».
Психологи говорят, что плохо – не любить себя, ведь человек, не любящий себя, подсознательно настроен на то, что он не достоин лучшей жизни. Он довольствуется тем, что имеет и не стремится приложить хоть какие-то усилия, чтобы развиваться и двигаться вперед.
«Я красивый, я сильный, я умный, я добрый. И я сам все это открыл» ― сказал знаменитый польский философ-сатирик Станислав Ежи Лец.
Любить себя – не значит наплевать на окружающих и стремиться ухватить больше, пусть даже из чужого огорода. Любить себя – это прежде всего ценить себя. А чтобы знать себе цену, нужно определить свои достоинства.
Методика определения и измерения сильных сторон личности
1. Определяем, что такое сильные стороны характера
Для начала определимся, что же мы понимаем под сильными сторонами характера, ведь у каждого человека свое представление о жизненных ценностях. Какие черты характера нас привлекают в других людях, какими бы мы хотели видеть себя, что нам не нравится в себе и других, что делает нас счастливыми и несчастными ― мы редко задумываемся над этими вопросами. Но ответив на них, сможем лучше узнать себя.
Кто наш герой ― жизнерадостный экстремал и владелец нескольких десятков разных бизнесов Ричард Брэнсон, кредо которого выражено в названии его книги «К черту все! Берись и делай!», или креативный Билл Гейтс, или любимая тетя, ставшая волонтером в детской больнице?
2. Задействуем друзей и родственников
Если нам трудно самим определить свои сильные стороны (излишняя скромность не позволяет), можно прибегнуть к помощи родственников, друзей, коллег, чьим оценкам мы доверяем. Ведь, со стороны, как говорится, видней.
Каждого из них можно попросить подумать и ответить на вопрос, что им в нас больше всего нравится, за что они нас любят и ценят. Пусть они ответят также, какими талантами, по их мнению, мы обладаем.
Ответы должны быть не абстрактными, а конкретными ― с указанием ситуации, когда они заметили в нас эти достоинства и способности.
Лучше всего провести такой тест не «глаза в глаза», а посредством электронной почты: во-первых, у наших друзей будет время подумать, а во-вторых, в письме они ответят более искренно.
После получения всех ответов их нужно проанализировать и выделить главное. Например, большинство опрашиваемых отметят, что мы сохраняем хладнокровие в стрессовых ситуациях, вселяем оптимизм в других людей, решительны и умеем сопереживать ― значит, мы обладаем чертами прирожденного лидера и нам есть за что себя уважать!
3. Вспоминаем неординарные ситуации и анализируем их
Вспомним неожиданные ситуации, в которые нам доводилось попадать, и проанализируем свои действия: утратили ли мы контроль над собой или держали себя в руках, пытались ли повлиять на ход событий или отступили перед непредвиденными обстоятельствами, проявили ли твердость и приняли правильное решение или отступили, переложив ответственность на других.
Чем больше таких ситуаций мы вспомним и рассмотрим свое поведение в них, тем более детальным получится наш «портрет». Ситуации возможны не обязательно экстремальные, но они должны быть неординарные, требующие быстрого принятия решения.
Но точно так же плохо многие знают самих себя. Легко сказать: «Вот я бы на его месте…», но когда действительно окажешься «на его месте», порой совершаешь удивительные для себя поступки. И узнаешь себя – настоящего.
Лучше узнать себя можно и с помощью тестов, составленных профессионалами. Желательно, чтобы они содержали как можно больше вопросов.
На первый взгляд, это занятие кажется несерьезным. Очевидно, потому что тесты часто встречаются в глянцевых изданиях и в большинстве своем носят шутливый характер. Верить в эти тесты – все равно что доверять журнальным гороскопам.
Над созданием же профессиональных тестов работает целая армия психологов, поэтому ими пользуются рекрутинговые агентства, предоставляющие услуги по качественному подбору персонала. Благодаря таким тестам можно получить полную психологическую характеристику каждого человека.
Профессиональные психологические тесты есть в интернете: они позволяют определить уровень своей самооценки, коэффициент интеллекта (IQ), способность к логическому и творческому мышлению и др.
Например, тест Кеттела, или 16-факторный опросник, представляет собой психодиагностическую методику, разработанную под руководством британского и американского психолога Реймонда Бернара Кеттела. Этот тест, созданный в середине прошлого века, считается одним из лучших – к нему и сейчас прибегают при подборе персонала компании, предприятия и организации. Он позволяет определить основные черты и способности личности.
С помощью теста Г. Айзенка можно проверить свои интеллектуальные способности (тест IQ), который рассчитан на людей в возрасте 18–50 лет со средним образованием (и выше).
Чтобы понять, чем мы дорожим больше всего, стоит ответить себе на простой вопрос: в нашем доме случился пожар, близкие и домашние животные уже вне опасности (документы тоже), и у нас осталось время, чтобы спасти от огня еще одну вещь ― о чем бы мы подумали и почему?
5. Выходим из зоны комфорта
Мы никогда не узнаем о своих сильных и слабых сторонах, если не выйдем из привычной зоны комфорта, которой так дорожим. Именно в переменах мы находим самих себя.
Мы стремимся к стабильности, но стабильность порой превращается в однообразие: одна и та же дорога на работу и домой, одни и те же люди вокруг нас, одни и те же ситуации ― жизнь идет, как по накатанной, на автопилоте, почти на уровне безусловных рефлексов.
Ну как тут узнать, на что мы способны в действительности? Может быть, мы талантливы, добросердечны, находчивы, смелы, но мы никогда не откроем в себе этих качеств и останемся для себя непрочитанной книгой, если не решимся на перемены.
Герой одного фильма говорил: «Я боюсь перемен… Но я делаю шаг вперед, навстречу им, потому что без них невозможно повзрослеть и узнать себя ― настоящего».
- Адаптивность (изменение себя в зависимости от требований окружающей среды, приспособление, гибкость).
- Активация (энергия, чтобы взяться за дело и сделать его).
- Аналитическое мышление (понимание причин и следствий, критическое мышление).
- Вера (наличие глубоко укоренившихся ценностей, идей, поиск смысла жизни).
- Включенность (помогать другим становиться цельными и успешными).
- Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).
- Гармония (способность находить точки соприкосновения, избегание конфликтов).
- Дисциплина (организованность, умение укладываться во время, порядок и структуру).
- Достижение (преследование целей, производительность, удовлетворение от достигнутого).
- Значимость (большое стремление к признанию, напряженная работа).
- Индивидуализация (восприятие других людей как личностей и признание их талантов, внимание к различиям).
- Интеллект (умение мыслить во многих направлениях, интеллектуальные дискуссии, решения).
- Информация (активное приобретение знаний, любопытство).
- Исправление (признание проблем и способность их решить).
- Коммуникация (объяснение, разъяснение, умение хорошо говорить).
- Конкуренция (напряженная работа для достижения высокого результата, успех, желание выиграть, сравнение с другими).
- Контекст (видеть исторические параллели, объективно оценить происходящее).
- Максимализм (увеличение личного и группового уровня мастерства).
- Обучение (получение удовольствия от процесса обучения, сосредоточенность на улучшении).
- Ориентация на будущее (нацеленность на будущее, умение видеть возможности, побуждение к действию других).
- Ответственность (быть тем, на кого можно положиться, много обязанностей и обязательств).
- Отношения (установление близких отношении с людьми).
- Позитивность (энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимулирование других).
- Последовательность (равное отношение, справедливость озабоченность вопросами добра и зла).
- Развитие (видеть потенциал в других и помогать им его развивать).
- Рассудительность (принятие правильных решений, обстоятельность, рассмотрение всех вариантов).
- Руководство (умение справляться с конфликтами и кризисами, способность нести ответственность).
- Самоутверждение (уверенность в себе, независимость мышления).
- Связность (соединение идей или событий в осмысленное целое).
- Стратегия (видение плюсов и минусов, понимание ситуации в целом, разработка адекватного плана действий).
- Сфокусированность (определение приоритетов, установление направления, эффективность).
- Умение расположить к себе (быстрое налаживание контакта с людьми, создание групп/отношений).
- Упорядочивание (организация, координация, определение правильной комбинации людей и средства).
- Эмпатия (понимание других, установление отношений поддержки).
0 коммент.:
Отправить комментарий