Современный мир, стремящийся к безупречности, навязывает нам бесконечно-пополняющийся список требований. Этот список, как горизонт, сколько не беги к нему, всегда удаляется. Мы хотим соответствовать списку, но забываем спросить себя, зачем нам это надо?
Большие ожидания, завышенные планки, кто из нас не проходил это? Перфекционизмом нас заражают еще в детстве, «будь лучший во всем» - хотят родители, «делай только на 5»,- диктует школа, только тогда тебя будут любить, уважать. Если не справляешься - лузер, неудачник…
Перфекционизм, как вечный двигатель, супермотивация к достижению любой цели всегда с нами. Людьми, зараженными перфекционизмом легко управлять. Достаточно намекнуть им на несовершенства в работе, личной жизни, внешности, образовании, способностях и т.д., чтобы спровоцировать на нужное поведение. Только намекнуть, потому что они и сами всегда точно знают, что не дотягивают во всем.
Было бы здорово, если бы эти мнимые победы приносили еще и счастье. Но жизнь показывает, что желание во всем побеждать, быть лучшим приносит нам много переживаний, забирает массу энергии, увеличивает время «зализывания ран», но радости не дает.
Мы не можем смириться, что нас таких безупречных и идеальных не оценили, не полюбили, не приняли. Наша жизнь превращается в соревнование. Если бы мы знали, с кем соревнуемся и к чему должны прийти?
Напротив какой строчки поставили бы галочку?
Общество формирует в нас потребность побеждать. С детства на нас ложится ответственность за неудачи и промахи перед большим количеством значимых взрослых, страх не оправдать их ожидания. И если изначально от ребенка ждут невозможной победы, не рассчитывают реально его силы, возможности, способности и желания, то обрекают на запланированный провал. Что в этом случае ставится во главу угла?
Победа любой ценой? Ради чего? Победа ради победы? Обслуживание родительского невроза?
Одно дело, если от победы зависело бы что-то важное, победа являлась бы фактическим результатом какой-либо деятельности, процесса. Ступенькой к запланированной цели, показателем пройденного этапа, когда было затрачено немало физических и моральных ресурсов. В этом случае все понятно, проигрыш, неудача - серьезный повод для анализа, поиска ошибок, причин и планирования новой последовательности шагов. А в остальных случаях, что стоит за желанием победить?
Наши дети учатся жить, побеждать и проигрывать у нас, родителей. Перенимают установки и стратегии поведения. Часто нам трудно найти нужные слова поддержки для ребенка, потому что сами не умеем проигрывать, воспринимая его поражение, как свое собственное.
Было бы хорошо позволить ребенку самому сделать полезный вывод из события, увести его от объярлычивания, тотального разделения на черное и белое, плохое и хорошее. Помочь ему найти два, а лучше больше полюсов, сторон произошедшего.
Рассказать историю из своей или чужой жизни, где была аналогичная ситуация и обязательно хороший, благополучный конец. Важно, чтобы успокоительные слова взрослых не шли в разрез с их реакцией на собственные победы и неудачи.
Важно не обесценивать проигрыш ребенка, не отмахиваться, как от несущественной ерунды. «Ни чего страшного! А ты не думай, забудь, выброси из головы!». Помочь ребенку увидеть, открыть, придумать «плюсы» такого положения вещей, пусть даже самые невероятные.
Сыграть в игру, где нужно будет закончить фразу …..(произошедшее событие)….. и это хорошо, потому что……(какая-то выгода от события). Например: разбилась тарелка, чашка, рассыпались соль, сахар….и это хорошо, потому что теперь есть повод тщательно убрать пол на кухне, выбрать и купить себе новую чашку, сходить в магазин за сахаром и еще чем-то сладким к чаю, ….продолжайте :).
В психологии этот замечательная техника называется - «Рефрейминг», что в переводе значит смена рамки картины, т.е. новое видение ситуации. И не надо бояться переусердствовать в этом деле или стать легкомысленным оптимистом, оторванным от реальности.
Просто задайте себе вопрос: «Помогает и улучшает ли мне жизнь восприятие действительности через очки вечно проигрывающего, не "Окейного"»?
Вся наша жизнь - это цепочка непрекращающихся разных событий. События можно оценивать и присваивать им названия «победа» или «поражение», складывать их по стопкам «хорошо» и «плохо». Формировать отношение к себе, называя «победителем» или «проигравшим», заниматься самокритикой. А можно просто иногда позволить себе расслабиться и разрешить себе просто быть. Жить и быть счастливым не смотря ни на что.
Елена Бинкевич
0 коммент.:
Отправить комментарий