В своей новой книге специалист по позитивной психологии Тал Бен-Шахар с помощью актуальных психологических исследований демонстрирует, как правильный выбор – не большой выбор, случающийся раз в жизни, а повседневные решения, которых мы можем даже не замечать на «автопилоте», – оказывает значимое и долгосрочное влияние на ваше счастье.
Практически в каждый момент жизни мы должны принимать решения – и их общее влияние на наше будущее значительнее, чем у редких «больших» и судьбоносных решений, значимость которых принято преувеличивать.
На самом деле альтернатива есть почти всегда, и автор убедительно это доказывает, рассматривая 101 дилемму, с которыми мы сталкиваемся каждый день, как то:
- отдаться гневу или отойти на шаг назад;
- пренебрегать осанкой или держать себя уверенно и с достоинством;
- затаить обиду или прощать;
- относиться к работе как к тяжелому труду или считать работу своим призванием;
- участвовать в тараканьих бегах или сосредоточиться на том, что действительно важно.
Безусловно, в жизни существует много внешних факторов и раздражителей, на которые мы не можем влиять. Но наша подлинная свобода – в возможности выбирать, как реагировать на них. 101 урок от Тал Бен-Шахара поможет вам вернуть контроль над своей жизнью и стать счастливее.
Упускать предоставленные возможности или самому создавать свое везение
Истина стучится в дверь, но вы в ответ: «Уходи, я ищу истину!» – и истина уходит. Роберт Пирсиг.
Только своими руками мы можем ухватиться за случайные возможности и получить максимум от всего, что встречаем на своем пути. И неважно, верите вы или нет в божественное провидение или в то, что случайные события служат для вас источником драгоценного опыта, в любом случае вы извлечете больше пользы, если начнете обращать внимание на возникающие вокруг возможности, на то, что психолог Карл Юнг называл синхронией.
Очевидно, что многие сферы жизни не поддаются нашему контролю. Но существует определенное, вполне ощутимое влияние, которое мы оказываем на собственную удачу. Ричард Уайзман из Университета Хэрдфордшир изучал удачливых людей и тех, кого считают таковыми окружающие. В своем исследовании он обнаружил, что существуют вполне конкретные характеристики – поведенческие и ментальные паттерны, – отличающие везунчиков от неудачников. Один из способов, которым удачливые люди создают свое везение, – замечать и использовать все полезные «случайности». Там, где большинство людей видят простое совпадение, везунчики замечают большие возможности. Они не ждут, пока удача сама приплывет им в руки, а создают ее, изменяя свои привычки и ежедневные рутинные занятия – выбирая, какие газеты читать, каким маршрутом добираться до работы, каким занятиям уделять время, с какими людьми общаться. Эти изменения увеличивают их шансы не пропустить хорошую возможность.
Еще одна характерная черта удачливых людей – они видят стакан наполовину полным. Если их ограбили, они благодарны за то, что не убили; если им не удалось решить какую-то задачу, они думают о том, как этот опыт можно использовать и чему им удалось научиться. Другими словами, они преобразуют негатив (ограбление, неудача) в позитив (остался цел, чему-то научился). То, как мы интерпретируем события прошлого, напрямую влияет на то, что будет происходить в будущем. Тому, кто верит в свою удачу, с большей вероятностью повезет и в реальной жизни. Начните создавать свою удачу: делайте привычные вещи иначе и отмечайте, когда вам уже повезло.
Отказываться принимать реальность или принять реальность и действовать в ней
Воспринимайте реальность такой, какая она есть, а не какой она была или какой вы хотите ее видеть. Джек Уэлч.
Что-то мы можем менять, а что-то находится вне нашего контроля. И если мы никак не можем повлиять на реальность, нужно научиться принимать ее как данность, даже если очень хочешь, чтобы все было по-другому. Нам может не нравиться закон всемирного тяготения, мы можем мечтать о том, как было бы здорово, если бы его не существовало. Тем не менее большинство из нас принимают его как данность и учатся жить с ним. Если мы откажемся принимать реальность этого закона, мы вообще долго не проживем. Но даже если бы мы вдруг и выжили, то постоянно находились бы в состоянии стресса. То же справедливо и в отношении любого другого факта окружающей нас действительности. Например, мы не можем вернуться в прошлое и сделать что-то иначе, чем мы уже сделали, или избавиться от существующих у нас физических ограничений. Вместо того чтобы убегать от реальности и проводить жизнь в мечтах о несбыточном, лучше потратить время и силы, чтобы оценить свои реальные возможности.
Социолог Аарон Антоновский, известный как один из основателей теории качества жизни, утверждает, что страдание – это неотъемлемая часть человеческого существования. Примерно две с половиной тысячи лет назад Будда предположил, что страдание есть Первая Благородная Истина. И Антоновский, и Будда говорят о том, что трудности, недовольство, отчаяние и несчастье неразрывно связаны с земным существованием. Неужели они оба – законченные пессимисты, когда речь идет о человеческой жизни? Нет, они – реалисты. Их реализм создает разительный контраст с обещаниями некоторых современных гуру, которые утверждают, что у них есть рецепт счастливой жизни. Они предлагают то пять простых шагов к успеху, то три ключа к славе и богатству, то один главный секрет счастья в жизни. Но правда в том, что легких путей к счастью не существует, как не существует и панацеи от проблем. Усердная работа над собой, ежедневные усилия и борьба – вот что требуется для того, чтобы жить полной жизнью.
Признав неизбежность страдания, Антоновский стал изучать, почему одни люди умеют справляться с несчастьями лучше, чем другие. А Будда пытался выяснить, как можно облегчить человеческое страдание. В результате они оба пришли к очень глубоким и важным выводам, как можно улучшить свою жизнь.
Для того чтобы достичь успеха в любой области – в бизнесе, науке, отношениях, жизни, – нужно прежде всего принять существующую реальность.
Не видеть дальше собственного носа или принимать во внимание весь контекст
Как правило, мы берем в расчет только отдельные видимые части большой системы и еще удивляемся, почему самые глубинные проблемы никак не удается решить. Питер Сенге.
Здравый смысл подразумевает наличие широкого кругозора и умения выйти за пределы ситуации, происходящей непосредственно здесь и сейчас. При выборе дальнейших действий я должен обдумать, как эти действия могут повлиять не только на мое непосредственное окружение (здесь), но и за его пределами; при принятии решений я должен быть в состоянии выйти за рамки настоящего (сейчас) и объединить уроки прошлого с прогнозами на будущее. Информация из «там и тогда» интегрируется в «здесь и сейчас».
Я могу жить более полной жизнью, когда я в состоянии взять и сменить перспективу: выбрать, когда лучше погрузиться в настоящее, а когда сделать шаг назад и обдумать происходящее; когда сдаться событиям «здесь и сейчас», а когда целесообразно абстрагироваться и посмотреть на ситуацию «сверху».
Представьте себе следующую ситуацию: по пути домой поздно ночью вы слышите крики на соседней улице. Вы бегом направляетесь туда и видите, как большой мужик избивает тщедушного парня. Бедная жертва кричит в агонии, а когда видит вас, начинает умолять о помощи. Собрав все свое мужество, вы умудряетесь справиться с агрессором и освобождаете пострадавшего, а тот благодарит вас и убегает. Пока вы ждете приезда полиции, чтобы сдать ей хулигана, вы ощущаете довольство собой, вы гордитесь своим героизмом во имя равенства и справедливости. Когда же появляются полицейские, выясняется, что тот мелкий парень – беглец и вор, а человек, от которого вы его защищали, на самом деле поймал преступника с поличным после ограбления банка. И еще годы пройдут, прежде чем полиции удастся поймать бедного маленького преступника, а он тем временем будет воровать и грабить.
Наши эмоции обычно возникают в ответ на самую заметную информацию, вот почему они иногда вводят нас в заблуждение. Если на какие-то вещи мы реагируем особенно эмоционально, они влияют на наши чувства гораздо больше, чем какая-то куда более важная, но менее «заметная» информация. Здравый смысл может стать хорошей альтернативой эмоциональной узости восприятия, он позволяет выйти за рамки спонтанной реакции и принять во внимание весь контекст – и прошлый, и настоящий, – прежде чем принимать решение.
В рассказанной выше истории человек совершает вполне объяснимую ошибку: самая очевидная информация ввела его в заблуждение, а затем у него не было времени допросить обоих участников инцидента. Тем не менее многие из нас невольно совершают подобные же ошибки – идут на поводу эмоций, – даже притом что весь контекст в целом вполне доступен для изучения.
Если возможно, отойдите на шаг назад, оцените ситуацию с более широкого угла, чем дает сиюминутная перспектива. Обдумайте все с точки зрения здравого смысла, чтобы выбрать наиболее подходящий курс действий.
0 коммент.:
Отправить комментарий