Поток жалоб и обид, претензий и «беспричинного» нытья… Общение с теми, кто во всем видит лишь плохое, невероятно изматывает. Журналист и блогер Ая Фрост о том, как наладить конструктивную коммуникацию с пессимистично настроенными людьми.
До недавнего времени я теоретически знала всего два способа справляться с людьми негативного склада, но ни один из них так ни разу и не сработал на практике.
Например, я следовала совету избегать «хронических жалобщиков». Я никогда не опускалась до грубости, но, если кто-то при мне начинал «извергаться», я избегала дальнейшего общения. Вскоре это привело к тому, что я разрушила отношения с важными, хоть и не всегда приятными людьми.
Затем я пыталась сочувствовать пессимистично настроенным людям, поддакивать им, когда они начинали «грузить» меня своими проблемами. Я добавляла собственное нытье к их и без того безрадостной картине мира. Но такой подход погружал в уныние и провоцировал людей на постоянные жалобы в моем присутствии.
В конце концов я обнаружила третий способ: отвечать на унылые заявления так, что нездоровый пессимизм улетучивается из разговора, оставляя только живое конструктивное общение. Я использую эти семь фраз в разговоре с теми, у кого всегда найдется негатив, которым они спешат поделиться.
1. «МНЕ ТАК ЖАЛЬ. А ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО?»
Эта фраза показывает, что вы сочувствуете, и одновременно переключает мысли человека на позитивную волну «нет худа без добра». Если собеседник ответит: «Нет, ни к чему хорошему это не привело», – вы сможете сочувственно покивать и переключиться на другую тему.
Заметьте, вы ни в коем случае не должны указывать, какое именно «добро» случилось из-за «худа». Если так сделать, собеседник уйдет в глухую оборону, доказывая, что ситуация хуже некуда, несмотря на найденные позитивные моменты.
2. «КАКОЙ УЖАС! НО, ПОХОЖЕ, ТЫ ОТЛИЧНО СО ВСЕМ РАЗОБРАЛСЯ».
Знаете, как опытные руководители перевоспитывают ленивых сотрудников? Постоянно хвалят их за трудолюбие. Это мотивирует людей работать прилежнее и стараться действительно заслужить звание «трудоголика».
Когда вы хвалите собеседника за «поразительную» психологическую стойкость, это настраивает их на более позитивный лад.
3. «НИЧЕГО СЕБЕ! РАССКАЖИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ С ЭТИМ СПРАВЛЯТЬСЯ?»
4. «ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО У НЕГО БЫЛ ТАКОЙ ОПЫТ (МУДРОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ), КАК У ТЕБЯ!»
Я использую эту фразу, когда коллеги жалуются на других сотрудников. Эта фраза успокаивает собеседника, подчеркивая его достоинства, заставляет задуматься о причинах поведения других. Такая комбинация поощрения и рефлексии настолько сильна, что надолго прекращает негативные пересуды.
5. «Я ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛА, ЧТО ТЫ РАССТРОЕН ИЗ-ЗА...»
Некоторые просто не оставят вас в покое, пока вы их не выслушаете. Для этого типа людей я просто повторяю жалобы вслух, чтобы они их услышали. Таким образом они получают подтверждение, что их услышали. Так как я просто повторяю их слова и не прибавляю ничего нового, они обычно быстро выдыхаются.
6. «ОХ, КОШМАР! Я УВЕРЕНА, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ПОГОВОРИТЬ О ЧЕМ-ТО БОЛЕЕ РАДОСТНОМ. ЧТО ЕЩЕ У ТЕБЯ НОВОГО?»
Таким ответом вы заставляете собеседника сменить тему разговора на менее мрачную. Обычно так и происходит, ведь никто не ответит: «Нет, вообще-то я не хочу говорить ни о чем радостном».
7. «МОГУ Я ЧЕМ-НИБУДЬ ПОМОЧЬ?»
Конечно, вы должны предлагать помощь только тогда, когда действительно можете помочь. Но в большинстве случаев хронически жалующиеся на жизнь люди не примут помощь. Вместо этого он или она ответят: «Да нет, ничего не нужно» или «Я не думаю, что мне можно чем-то помочь». Тогда вы сможете сказать: «Обязательно дай знать, я буду рада помочь», – и потом перевести разговор на другую тему.
Общение с негативно настроенными людьми вряд ли можно считать приятным. Но теперь вам не нужно каждый раз сбегать при приближении хронического жалобщика. Можете смело начинать разговор, ведь вы вооружены способами борьбы с пессимизмом.
Спасибо. Возьму на вооружение, точнее выучу.
ОтветитьУдалитьА живёшь с таким нытиком, это тоже подходит?