ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ВАШ МОЗГ ДЕЛАЕТ ОШИБКИ, А ВЫ И НЕ ПОДОЗРЕВАЕТЕ ОБ ЭТОМ?
Даже пока вы читаете эти строки, он совершает ошибки. Да-да, это правда. Вы всё читаете правильно, но ваш мозг полон предубеждений, основанных на вашем прошлом опыте.
Даже пока вы читаете эти строки, он совершает ошибки. Да-да, это правда. Вы всё читаете правильно, но ваш мозг полон предубеждений, основанных на вашем прошлом опыте.
И это относится не только к вам, но и к каждому человеку. Мы похожи на заключенных, смотрящих на мир через решётку тюремной камеры, давно забыв, что этой решетки просто не существует.
Но есть и хорошая новость. Она заключается в том, что мы можем понять природу ошибок, если будем регулярно изучать собственный образ мышления. Вот 7 ошибок, с которыми можно справиться, если быть внимательнее к себе.
1. Избежать дискомфорта для нас важнее, чем исполнить свою мечту
Вам когда-нибудь приходилось смотреть в кинотеатре ужасный фильм только потому, что вы заплатили за билет немалые деньги? Думаю, да, и вы такой не один. Правда в том, что в подобной ситуации большинство людей предпочитает мучиться, досматривая отвратительный фильм, вместо того чтобы сделать что-то приятное. Почему? Потому что мы не хотим, чтобы наши деньги пропали зря.
Наука утверждает, что наша склонность уклоняться от опасности — в отличие от склонности к максимизации возможностей — дала нам более высокий шанс на выживание в среде хищников. И эта тенденция передавалась из поколения в поколение в течение невообразимо долгого времени.
Мы запрограммированы на минимизацию потерь, а не на максимизацию возможностей. Все без исключения! Но в современном мире эта необходимость исчезла. Некоторые великие предприниматели, такие как Стив Джобс, поняли это и жили в полную силу.
Лучший способ справиться с этой проблемой — спросить себя, чего вы на самом деле хотите от жизни. Так же, как это каждое утро перед зеркалом делал Стив Джобс. Так вы естественным образом будете стремиться к вещам, которые имеют для вас большее значение и которые дают наибольший шанс для осуществления вашей мечты.
2. Мы неправильно оцениваем шансы
Представьте: вы бросаете монетку. Вероятность выпадения орла или решки 50:50. Скажем, 23 раза подряд выпал орёл. Конечно, и в следующий раз, когда вы бросите монету, выпадет орёл. Правильно?
Нет! На самом деле вероятность не меняется. Она по-прежнему составляет 50:50. Предыдущие 23 решки никак не влияют на вероятность того, какой стороной монета упадет в следующий раз. Но, даже зная об этом, основываясь на своем прошлом опыте, вы склонны ждать иррационального результата. Любители азартных игр проигрывают именно из-за этого несовершенства нашего мышления.
НО ЕСТЬ ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ: используйте подход, основанный на внимании. Вот в чем он заключается: пауза и глубокий вздох.
Глубокий вдох отключает вас от иррациональных умозаключений. А пауза позволяет воссоединиться с вашим рациональным «Я». Это создает некоторую объёмность восприятия. Сделайте это, и у иррационального мышления будет гораздо меньше шансов соблазнить вас. Попробуйте! Я гарантирую, вы будете впечатлены.
3. Мы убеждаем себя в том, что наши плохие решения — хорошие
Вы когда-нибудь пытались убедить себя, что покупка лишней пары туфель, которая вам совершенно не нужна, не такое уж и плохое решение? Если да, то вы находились под влиянием когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс возникает, когда у вас появляются две противоположные идеи, которые вы не можете одновременно держать в уме. Вы хотите думать о себе как о человеке проницательном, принимающем дальновидные решения, а неправильное решение совершенно не соответствует этому образу. Таким образом, чтобы привести свое решение в соответствие со своей самооценкой, вы убеждаете себя, что ваше решение было правильным.
Как лучше преодолеть когнитивный диссонанс? Зная о своей склонности к рационализации неправильных решений, постарайтесь заметить момент, когда вы снова попытаетесь это сделать. Признайте, что иногда вы принимаете плохие решения (и это нормально — до тех пор, пока вы осознаете это). Избавьтесь от представления о себе как о проницательном и разумном человеке и позвольте себе ошибаться.
Таким образом при помощи внимательности вы замените свою тенденцию рационализировать плохие решения способностью учиться на них. Со временем ваши навыки в принятии решений могут только совершенствоваться.
4. Мы уделяем больше внимания информации, которая соответствует нашим убеждениям
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что происходит, когда вы покупаете новый автомобиль? Внезапно вы начинаете замечать на дороге множество таких же автомобилей! Это происходит из-за того, что ваш мозг пассивно ищет информацию, подтверждающую вашу реальность.
Вы склонны тянуться к людям, разделяющим ваше мировоззрение, или отдаляться от них? Я предполагаю, что у большинства ваших друзей убеждения очень похожи на ваши. Для определения этого явления есть термин — предвзятость подтверждения, то есть тенденция подтверждать ту информацию, которая соответствует нашим убеждениям, независимо от их истинности.
Мы склоняемся к тем идеям и той информации, которые подтверждают наши убеждения. А это значит, что мы становимся недалекими людьми с ограниченным мышлением и плохой фантазией.
Но поймите меня правильно. Я не говорю, что вы должны прекратить общение друзьями, не разделяющими ваши убеждения. Я говорю о том, что важно признать, что, даже если мы с ними не согласны, убеждения других людей имеют такую же силу, как и ваши. Способность понять это встречается крайне редко. Но она очень важна для креативности и роста.
5. Мы путаем факторы, определяющие выбор, с результатами
Лучшие университеты мира, такие как Гарвард, выпускают первоклассных специалистов благодаря своим особенным программам обучения? Или потому что они отбирают только самых умных студентов?
Я ставлю на то, что все студенты Гарварда были бы успешны независимо от университета, в котором бы они обучались. Но вполне вероятно, что вы ошибочно приписываете успех выпускников Гарварда самому университету, а не процессу отбора при поступлении в него. В Гарвард принимают только самых лучших кандидатов, которые станут успешными несмотря ни на что.
Рольф Добелли говорит, что профессиональные пловцы не приобретают телосложение пловца благодаря усиленным тренировкам. Наоборот: они становятся профессиональными пловцами потому, что родились с телосложением, подходящим для занятий плаванием. Другими словами, их телосложение — это фактор отбора, а не результат тренировок.
Почему это проблема? Потому что Вы приписываете успех этим неверным факторам и (ошибочно) ждете успеха.
Вот еще один пример. Если вы видите по телевизору стройную модель, которая пьет калорийный напиток, у вас складывается впечатление, что он будет полезен и для вас. Но каждый из нас знает, что это не так. И тем не менее, ТВ-картинка заставляет нас покупать содержащие сахар напитки, которые на самом деле только отдалят нас от того идеального тела, о котором мы мечтаем.
Итак, что можно сделать, чтобы решить эту проблему? Не принимать все за чистую монету. Относиться осознанно к ежедневно получаемой информации.
6. Вы позволяете манипулировать своим восприятием
Вам когда-нибудь приходилось покупать автомобиль со скидкой 20% от рекламной цены? Или пару джинсов, которые вчера рекламировались по цене $100, а «только сегодня» стоят всего $50? Выгодная покупка?
А что если я скажу, что эти джинсы на самом деле стоят $20? Все еще выгодная покупка? Уже не так. Вы только что стали жертвой «эффекта якоря».
Эффект якоря — это предвзятая реакция нашего мышления, в силу которой мы склонны в большей степени полагаться на ту информацию, которую получаем первой. Такая информация становится для нас отправной точкой — якорем. Магазины используют его для того, чтобы заставлять нас покупать все больше и больше.
Представьте, вы заходите в магазин одежды и видите большую вывеску со словами: «Распродажа: цены на все рубашки снижены со $100 до $40. Торопитесь — распродажа заканчивается сегодня!»
И вы думаете: «Ничего себе! Мне не нужны новые рубашки, но это такая отличная возможность! Скидка больше 50%. И в конце концов, хорошо сделанная одежда прослужит дольше, чем дешёвая». И покупаете.
Подсознательно вы оказались под влиянием первой увиденной цены — $100, представленной магазином, который пытался продать вам рубашку. Мы делаем оценки, основываясь на сравнениях. И в отсутствие любой другой информации подсознательно склоняемся к первой стоимости, которую узнали.
Итак, как преодолеть эту тенденцию? Помните об эффекте якоря. Все это сводится к тому, что нужно обращать особое внимание на то, что происходит в настоящий момент. Это позволит сосредоточиться на всех сопутствующих факторах — прямо здесь и сейчас. И улучшит вашу способность принимать решения.
7. Мы не контролируем себя, сталкиваясь с большим выбором
Вы когда-либо сталкивались с ситуацией, когда выбор был настолько велик, что в итоге вы вообще не смогли принять решение? Добро пожаловать в «парадокс выбора»!
Каким может быть ее решение? Сократите количество вариантов. Систематически убирайте варианты, которые точно вам не подходят, прежде чем почувствуете, что не в состоянии справиться с ситуацией. Уделите больше внимания тому, что вы хотите выйти из ситуации, и меньше внимания самому выбору. Это действительно помогает сосредоточиться на ваших целях.
Отличный способ сделать это — регулярно пересматривать ваши цели. Точно знайте, что вы хотите получать каждый день, и составляйте список текущих дел. Сделав это, вы поймете, что широкий «выбор», предлагаемый рекламой, не имеет к вам никакого отношения. Вы будете проводить больше времени, занимаясь теми вещами, которые имеют для вас значение, и меньше обращать внимания на отвлекающие и не имеющие значения факторы.
0 коммент.:
Отправить комментарий