Действительно ли хорошие идеи появляются в голове, когда вы стоите под душем?
Блуждания вокруг да около, пустые мечтания, горе и потери — все эти вещи ассоциируются с чем-то плохим. Но на самом деле они могут положительно повлиять на наши творческие усилия. И это лишь один из сюрпризов, которые преподносит исследование творческих способностей мозга. Скотт Кауфман и Кэролин Грегор в книге Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind описывают ряд таких открытий, весьма неочевидных, но весьма полезных на практике. Вот несколько самых примечательных примеров.
1. 72% людей испытывают творческое озарение, когда находятся в душе
Нет, это не клише: встать под поток горячей воды и позволить мозгу расслабиться полезно в креативном смысле. Грегор и Кауфман показывают, что изоляция, в которой мы оказываемся, когда принимаем душ, становится отличным инкубатором для идей. В исследовании, которое Кауфман провел в 2014 году, 72% респондентов из разных стран мира признались, что в душе им приходили новые идеи.
2. Победа интровертов и сила одиночества
Как бы продуктивно мы ни работали в коллективе, ничто не сравнится с моментами, когда мы работаем — и думаем — в одиночестве. Более творческие, связанные с воображением участки мозга функционируют лучше, когда вокруг никого нет. Нейрологи называют это «конструктивной внутренней рефлексией», которая крайне необходима для генерации идей и творческих находок. Когда вы убавляете громкость внешнего мира, мозг более успешно строит определенные связи, формирует воспоминания и обрабатывает информацию.
3. Эксперименты делают нас более креативными
4. Травма раздвигает творческие горизонты
Фрида Кало, Трумэн Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсиа — многие люди искусства в своей жизни пережили большую потерю или травму, которая серьезно сказалась на их творческих изысканиях. И это не случайность: психологи называют этот феномен «посттравматическим ростом». После серьезной потери мозг начинает функционировать более творчески, пытаясь «перестроить» жизнь в целом, когда наши представления, приоритеты и способы мышления сильно меняются. Посттравматическому росту посвящены сотни исследований. В частности, работа, опубликованная в 2004 году в Journal of Traumatic Stress, показала, что 70% людей, переживших травматический опыт, затем испытали положительные психологические перемены.
5. Витать в облаках полезно для мозга
Во время важной встречи по бюджету вашего проекта отвлекаться и уплывать куда-то в мыслях не стоит. Но вообще-то замечтаться бывает весьма полезно для креативности. Воображать себе дом вашей мечты или еще раз переживать приятный летний отпуск, сидя за офисным столом, вроде бы непродуктивно. Но в это время в голове происходит много интересного. Как показывают исследования, эти моменты — своего рода инкубационный процесс, который усиливает творческое мышление, долгосрочное мышление и сознательность. Психологи несколько десятилетий исследуют эти «конструктивные мечтания» и показывают, что они играют ключевую роль для развития воображения и творческой работы.
6. Самые лучшие идеи сначала подвергаются насмешкам
В истории масса примеров открытий и идей, которые сначала отвергали, а потом приняли как норму. Венгерский врач Игнац Земмельвайс сначала лишился работы, а потом попал в психиатрическую лечебницу — а ведь он всего-то предположил, что инфекции могут распространяться благодаря микробам на руках врачей в больнице. В XIX веке эта идея казалась радикальной и безумной. Это сопротивление новым, нестандартным идеям имеет понятную психологическую основу и имеет место до сих пор. В работе, опубликованной в журнале Scientometrics в 2009 году, исследуются примеры идей и открытий, получивших Нобелевскую премию, которым научное сообщество сперва противостояло. Это системное явление — скептицизм в адрес теорий, которые оспаривают существующую парадигму.
Психологи Корнельского университета провели исследование, показывающее, что у нас есть скрытое предубеждение против непривычных идей. Эта склонность засела в нас весьма глубоко. Ученые утверждают, что хотя в детстве у нас появляются нонконформистские тенденции, школьная дисциплина и зубрежка зачастую вытравливают их из нас. Как пишут Кауфман и Грегор, «исследования показывают, что учителя предпочитают учеников, демонстрирующих меньше креативности».
0 коммент.:
Отправить комментарий