Очень много людей сегодня присоединяются к духовной революции, но есть ли на этом пути подводные камни? Суть медитации состоит в том, чтобы уничтожить эгоистическое «Я», которое постоянно хочет иметь все больше и больше, и заменить его на покой и внутреннюю наполненность — просветленный образ жизни. Но могут ли медитации и духовные практики наполнять эго и способствовать эмоциональному и психологическому страданию? Тибетский буддист и мастер медитации утверждает, что это возможно и предупреждает о существовании так называемого духовного материализма. Он называет 5 основных ловушек эго, которые нужно избегать.
1. Ловушка Отождествления
Одна из самых очевидных ловушек, или по крайней мере очевидной для других, если человек всем рассказывает, что он просветленный... также самая неуловимая и сложная к пониманию. Вера в то, что где-то существует конкретный просветленный человек — и есть работа эго. Эго — это убеждение в существовании некой индивидуальности на протяжении времени, а не процесс принятия происходящего в любой момент времени, коим и является жизнь.
«Понятие просветления для многих людей — способ убежать от реальности».
Ловушка Отождествления также включает в себя веру в исключительность и совершенство неких Гуру и Мастеров. Таким образом человек видит их как совершенных существ, а себя — существом низшим. Это и есть работа эго — в определении и сравнении. Видение других людей совершенными — также проявление эго.
Факт представления себя лучше остальных, потому что вы практикуете медитации, также вызвано отождествлением и сравнением. Этого нужно избегать. Попробуйте регулярно медитировать не навешивая на себя ярлык «человека духовного», или «медитирующего человека», или какой-то иной. Живите без «истории» - будьте осознанным и открытым в каждом моменте без самоопределения.
Во время медитации мы не позволяем своему сознанию «привязаться» к чему-либо, не отождествляемся с чем-либо, остаемся свободными. Не создавайте «Я» ни в каком проявлении, просто оставайтесь открытыми и осознанными.
Ключевой момент в этой ловушке — считать, что относительные свойства чего-либо могут быть более совершенными или целостными. Относительные свойства всегда будут меняться в течение процесса рождения, временного существования и смерти. Эти естественные циклы сами по себе совершенны, они никогда не заканчиваются и не останавливаются. Быть в каждом моменте течения жизни — единственный правильный путь, и для этого нет необходимости в отождествлении себя.
Основная суть в медитации — отсутствие «Я». Свет горит, но дома никого нет, нет определенного эго, исполняющего действие. И это не просто философия, это можно прочувствовать в ходе медитативного самонаблюдения. Можно прямо сейчас взглянуть вовнутрь, на то, что вы называете «Я» - посмотрите, что вы обнаружите. Существует только спонтанное осознание чувствительное к моменту, но нет того, кто совершает действие или получает выгоду. Поэтому буддисты практикуют отсутствие привязанности или отождествления с результатами действий и событий.
Это достаточно сложно принять рациональному сознанию, и это противоречит принципам свободной воли и независимости, но существуют концептуальные альтернативы для восприятия кого-либо просветленным или нет. Один дзен-мастер говорил: «Нет просветленных людей, есть лишь просветленная деятельность». Другой мастер сказал:
«Мудрость говорит, что я - ничто. Любовь говорит, что я — всё. Между ними проходит моя жизнь.»
2. Ловушка Постоянства
«Ага! Наконец я достиг этого!» - говорит эго, - «Наконец я нашел совершенную философию, правильный ответ и смысл жизни». Это ловушка постоянства. Как только вы решили, что пришли к какой-то точке — вы уже заблудились, вы упустили ключевой момент непостоянства и хватаетесь за что-то, что может быть опорой в этом постоянно меняющемся мире. Эго хватается за постоянство, и вы сознательно соглашаетесь, думаете, что нашли что-то: решение всех ваших проблем, ответы на все вопросы. Притупляется чувствительность к настоящему моменту, порождается самонадеянность, что всегда приводит к разочарованию. Один дзен-мастер сказал: «Мудрость заключается в готовности разума к любому повороту событий». И предупреждает: «... в сознании мастера — всего несколько вероятностей событий, в сознании новичка — великое множество».
Стоит также помнить, что сказал Тао Тэ Чинг (Tao Te Ching), когда вы считаете что нашли правильный ответ:
«Истина, которой можно дать название — ненастоящая истина.»
Мысли и концепции также можно назвать постоянными — они не меняются так быстро как меняется материальный мир, и их можно заменить на другие. Но если человек решил сделать определенный выбор или пришел к какому-либо выводу — эта мысль становится постоянной, это и есть суть проблемы. Реальность постоянно меняется и не существует такой концепции верований или поведения, которая покрывала бы абсолютно все события и ситуации. Алан Уоттс (Alan Watts) говорил:
«Существует противоречие в желании чувствовать себя в безопасности во Вселенной, суть которой заключена в одном моменте и переменчивости. Но это противоречие находится немного глубже нежели конфликт между желанием безопасности и фактом перемен. Если я хочу быть в безопасности, а значит защищенным от течения жизни — я хочу быть отделенным от жизни. Но именно это разделение и заставляет меня чувствовать себя уязвимо. Быть защищенным означает изоляцию и укрепление «Я», но осознание себя изолированным «Я» приводит к чувству одиночества и страха.»
3. Ловушка Централизации
Эта ловушка — одна из главных ошибок, которую совершает большинство людей практикующих осознанные медитации. Люди обычно отдаляются к определенному централизованному пункту наблюдения/созерцания и создается ощущение, будто существует некто изолированный и отделенный, наблюдающий за всем остальным. Проблема в том ,что большинство учителей медитации учат этому процессу именно так. Учат быть отделенным молчаливым наблюдателем, позволяющим вещами происходить не выходя из области не осуждающего осознания. Но это всего лишь один маленький шаг, ведущий к истине. Следующий шаг — понять, что нет грани между осознающим наблюдателем и наблюдаемым миром.
Самадхи — одна из самых старых форм медитации, практикуемая многими людьми из разных религиозных течений в древней Индии, ей также учил Будда, когда постиг глубокую истину этого мира. Самадхи - процесс слияния наблюдателя и наблюдаемого. Это означает, что не нужно быть отделенным, нужно полностью слиться с объектом наблюдения - между ними нет грани. Это полное поглощение в моменте, теряя себя в том, что вы делаете, не добавляя себя в качестве нового осознающего наблюдателя.
Вместо того, чтобы централизоваться внутри, суть медитации — децентрализоваться вовне, рассеять себя в окружающем. Все, что происходит сейчас — это вы. Ваше ненаполненное осознание не отделено от всего остального мира, оно с ним — одно и является его частью.
Именно так осознанность постигает мудрость и сострадание — вы объединены с окружающим миром, и вы понимаете его, поскольку являетесь его частью. Это самое глубокое проявление эмпатии и тончайшей чувствительности. Будда учил слушать вещи и слышать лишь звук, смотреть на вещи и видеть лишь видимое... нет определенного человека видящего видимое и слышащего звук — только лишь звук и только лишь видимое.
4. Ловушка Накопления
Об этой ловушке предупреждали Будда и другие более поздние мастера. Если вы пытаетесь получить что-то в процессе медитации, то вы идете неправильным путем, особенно если хотите стать просветленным. Нет ничего, что можно было бы добавить либо взять. Попытка получить что-то в медитации или сопротивление происходящему в медитации — то, о чем говорил Будда. Эти действия так или иначе приведут в эмоциональному страданию и являются главной ошибкой в медитативной практике.
Согласно учениям буддизма, когда вы пытаетесь накапливать заслуги либо знания — вы развиваете очень сильное эго. Любая накопленная мудрость и достоинство попадают под законы природы и подверженные смерти и увяданию, и не являются надежным оплотом. Все, что рождено — умрет. Просветленные деяния могут быть только в моменте «здесь и сейчас» в условиях полной осознанности. Будьте в моменте и не старайтесь оставить за собой след.
Эгоистичное modus operandus (образ действия) всегда пытается получить выгоду, выиграть либо получить что-то в каждом моменте. В этом подходе не бывает покоя и удовлетворенности. Один тибетский мастер однажды сказал, что медитация — это всего лишь практика удовлетворенности. Это может прозвучать слишком просто, но на самом деле здесь заключен очень глубокий смысл, постичь который сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Эта ловушка также включает стремление эго развивать себя. Самосовершенствование требует времени, прошлого и будущего — именно это состояние сознания мы и пытаемся преодолеть в медитации, находясь в вечном «сейчас». Забудьте все идеи о том, чтобы стать лучше — будьте полностью собой сегодня, будьте полностью собой завтра. Каждый день совершенен, каждый момент совершенен... не сравнивайте моменты. Ваше «Я» в прошлом и «Я» в настоящем могут быть разными, но только если вы их разделяете и сравниваете. Утверждение концепции «себя», сравнение и улучшение — ловушки эго, которых нужно избегать в медитации.
Не нужно пытаться что-то изменить, не нужно манипулировать собой, пытаться достичь просветления, просто позвольте этому моменту быть таким, каков он есть. В одной тибетской пословице говорится: «... этот момент такой какой есть, он — и есть просветление».
5. Ловушка Счастья
Чогьям Трунгпа (Chogyam Trungpa) однажды сказал: «Просветление — наибольшее разочарование эго». Почему он так сказал? Очень длительное время мне казалось, что просветление означало, что я могу быть счастлив все время, бесконечно и несмотря ни на что, и что нет ничего более естественного в этом мире нежели преследовать эту стоящую цель. Как же я ошибался...
Ловушка Счастья — это название фантастической книги, которая описывает использование осознанности в индивидуальной терапии и очень понятно объясняет, что желание быть счастливыми — самая большая ловушка, в которой мы можем очутиться. Это просто полностью противоречит реальности. Реальности перемен, реальности разочарований, реальности попыток и неудач. Величайшая победа эго — убедить вас в том, что оно может защитить вас от всех этих вещей. Единственный реалистичный пусть — через принятие.
«Чем больше мы отрицаем, что вся человеческая жизнь состоит из боли, тем больше мы страдаем от этой боли, когда сталкиваемся с ней, и тем самым создавая еще больше страданий.» - Russ Harris, The Happiness Trap
Экхарт Толле напоминает о том, что говорили многие духовные мастера: сопротивление настоящему моменту — корень всех страданий. К сожалению, это также касается и сопротивления несчастью, боли или даже депрессии. В старой пословице говорится: «С чем боролся, на то и напоролся». Но если дать пространство для существования и перемещения этих вещей, это позволит им скорее проходить сквозь нашу жизнь. Конечно это не значит, что они не вернутся, ведь человеческая жизнь полна страданий, но хорошая новость в том, что ничто не вечно. Нет необходимости рассказывать себе добрые сказки и пытаться смотреть на реальность сквозь розовые очки.
«Настоящая мудрость — это способность понимать невероятную степень лжи, которую мы рассказываем себе каждую секунду каждого дня своей жизни.»
Если вы будете пытаться быть счастливым все время, вы станете таким как Нед Фландерс - персонаж из Симпсонов, который всегда старается быть позитивным и счастливым, но в итоге становится жутковатым и невротичным. Как наркоман зависимый от счастья, привыкший видеть хорошее в любой ситуации.
Абсолютно нормально грустить, скорбеть об утрате любимых, быть несовершенным — это и делает нас людьми.
Суть медитации — не в попытке убежать из этого мира, а в том чтобы быть максимально близким к реальности, принимать вещи такими какие они есть, а не такими какими бы мы хотели их видеть. Только из принятия и полного осознания ситуации можно совершать качественные перемены.
Автор: Chad Foreman
0 коммент.:
Отправить комментарий