Ничего не предвещало. Листали с моей семилетней подружкой книжку про Буратино. Ту старую, из детства, с рисунками Леонида Владимирского. И вот вопрос возник у нее вдруг:
• Ир, а «ненастоящий очаг» – это как? Ведь он тогда и не очаг… Раз ненастоящий.
Неожиданно.
• Ну, да, - говорю, - не очаг. Просто картинка. Холст с рисунком.
• Выходит, тогда не было у них никакого очага. Получается, что они заблуждались, так что ли?
Вот это поворот в сюжете.
Нравятся мне эти наши новые дети: с какой-то другой скоростью усвоения информации, с каким-то своим ракурсом восприятия, с таким «на равных» общением со взрослыми. Они мне столько сюжетов дарят, столько метафор – только успевай улавливать! Вот и сейчас – «не настоящий очаг» - это ж подарок просто!
Буквально через пару дней я вновь услышала про «очаг», когда в серьезном, «между нами девочками», разговоре одна моя взрослая собеседница, пыталась найти оправдание своей хандре, которую она по-модному называла «депрессия»:
• Я все это терпела и мирилась со многим, потому что просто хотела сохранить наш очаг.
Как только я от нее это услышала, картинка с очагом сразу нарисовалась перед глазами.
• Ты книжку про Буратино читала? – логично поддержала разговор я.
Сказать, чтоб ее удивил вопрос, это ничего не сказать.
• А при чем тут Буратино? - Она даже тон голоса сменила со «страдальческого» на «директорский», - Буратино-то тут при чем?
• Сам-то он ни при чем. Вот Папа Карло…
Представляю, что она в этот момент обо мне подумала. Нет, даже не представляю. Она хоть и тренирована уже была моими внезапными историями, но тут….
Я рискнула продолжить:
• Папа Карло, красавчик, конечно… Нарисовал на холсте очаг. Красивый! Правильный. Прям, вот от настоящего не отличишь. Повесил на стену и называл это «очагом». С его подачи и Буратино считал, что «очаг» - это «как у Папы Карло в каморке». Так и жили: один знал, что картинка – это не очаг, а просто картинка, а второй – в полной уверенности, что «очаг» именно так и выглядит.
И мне показалось, что это «да-так-и-есть» было к каким-то собственным ее мыслям обращено, а вовсе не моему рассказу.
• Так и жили… Пока один из них не проткнул своим любопытным активным носом холст. Проткнул и сильно удивился. «Очаг-то не настоящий»! Причем, удивился по нескольким пунктам сразу.
Первое: это ж надо, столько времени я жил с этой иллюзией.
Второе: интересно, а Папа Карло сам-то в курсе, что всю жизнь называет «очагом» то, что очагом вовсе не является.
Третье, и это уже интереснее становится: в дырочку в холсте просматривалась какая-то дверь. А дверь, это ж всегда вход. Или выход…
• …И четвертое – она подхватила мой темп и интонацию, - что мне теперь со всем этим делать?
• Вот и у него возник этот вопрос! Ну, а какие варианты? - я не спешила делиться своими.
• Какие? Если нос сильно активный и любопытный, то - заглянуть дальше за холст, посмотреть, что там за дверь такая, – включилась она в мою рассказку.
Я продолжила:
• Заглянул. Посмотрел. Дверь древняя, вся в паутине, давно не пользуемая, пугающая какая-то. И кто его знает, что за ней. Риски, как ты понимаешь. И ключа нет.
• Да, ключ-то не проблема. Там же все эти дуремары, черепахи, карабасы… Есть с кого спросить.
• Значит, с одним вариантом «что делать» уже определились: называть картинку картинкой, а очаг - очагом, искать Ключ, открывать Дверь, шагать в Неизведанное. Короче, искать выход.
• Который может стать входом…
О, это мне уже нравится. Это уже не депрессивный «я-не-вижу-выхода» разговор.
• Ну, да. Главное, при этом разобраться с понятием «очаг» и свериться с теми, с кем его строишь и сохраняешь. А то, может, каждый свое за этим понимает. Допускаешь?
• Допускаю. И надо перестать свои картинки навязывать, - уже совсем уверенно сказала она.
• Согласна. Навязывать свои картинки – это пустое.
• Но ведь тогда важно себе признаться… Самой себе: не живу ли Я в навязанных кем-то картинках, образах, трендах. – Размышляла она сама с собой, и я ей была уже не нужна.
• И признавайся. Кто тебе мешает.
• Никто. Надо только перестать себя обманывать.
• Мне.
• Так переставай. Если надо.
• Ну, что, опять все так просто, да? – она не хотела сдаваться.
Да, это и понятно, ведь «в депрессии» жить веселее: жалуйся на судьбу, плачь во все жилетки, главное - ничего не делай, ничего не меняй, чтоб в любой момент можно было подружек на бутылочку хорошего вина созвать. Это же всегда железный повод: «Девочки, у меня депрессия…». А тут вдруг: дверь, выход, все так просто. Вроде и поплакаться не о чем.
• Погоди, но это же, если признать, что очаг фальшивый и если дальше хочешь все же не обманываться, то снимаешь эту картинку, закрывающую дорогу и идешь вперед, строишь-перестраиваешь, - настойчиво резюмировала она. – А если не хочешь? Если не хочешь все это начинать?
• Что не хочешь начинать?
• Все эти «сверить по понятиям», «навязанные картинки», «не мои ценности», «самообман»… Это ж все вскрывать придется, от чего-то отказываться, в чем-то самой себе признаваться…
• Ну, не хочешь – не начинай.
• А как же тогда… Как же быть, ведь теперь-то знаешь, что очаг фальшивый, но эта дверь, за которой непонятно что… Пугает.
• Так пугаться или нет – это ж тоже тебе решать.
• Иногда проще оставить все, как есть, - вздохнула она.
• Тоже вариант…
К чему вся эта история?
Ведь «фальшивым очагом» может оказаться что угодно. Семья, отношения, здоровье, желание «быть в тренде», карьера, работа… Бывает так – проткнешь своим активным и любопытным носом привычное изображение и вдруг поймешь, что жил в иллюзии, а реальность – вот она, за холстом: неизведанная и непредсказуемая. И встает вопрос: снять обманчивый холст, чтобы перестать вводить в заблуждение себя и других, или же, расправив на нем складочки, стряхнуть пыль и водрузить на место. И продолжать всем демонстрировать...
Выбор всегда за тобой.
P.S. Всякий раз, когда выбираешь второе - дырочку на холсте аккуратно заштопать не забудь…
Автор: Ирина Рыжкова
0 коммент.:
Отправить комментарий