11 ШАГОВ К ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ И УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ~ Трансерфинг реальности

четверг, 19 января 2017 г.

Filled Under: ,

11 ШАГОВ К ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ И УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Человек — существо социальное, общественное. Вне общества он чувствует себя некомфортно. Даже интроверты, которым нескучно наедине с собой, время от времени покидают свою нору и выходят в люди. В давние времена самым страшным наказанием за провинность для человека было изгнание из общества.

Жизнь в обществе предполагает соблюдение его законов и определение своего места в нем. Кто-то претендует на роль лидера, кого-то устраивает роль рядового члена общества. Каждый занимает свою ступеньку на социальной лестнице в соответствии с тем, как его оценивают другие и как он сам оценивает себя. То, как человека оценивают другие, во многом зависит от его собственной самооценки.


К человеку с заниженной самооценкой обычно относятся с сожалением, пренебрежительно и не учитывают его мнение при решении каких-то вопросов. Правда, в завышенной самооценке тоже нет ничего хорошего, так как люди с завышенной самооценкой не оправдывают возлагаемых на них ожиданий.

Итак, самооценка — это то, как человек оценивает себя по сравнению с другими. Какие жизненные аспекты влияют на самооценку? Социальный статус, карьера, финансовое положение, ум, интеллект, красота, харизма, состояние здоровья и пр. При заниженной самооценке нарушается баланс этих аспектов. Например, красивый умный человек, имеющий высшее юридическое образование, работает охранником в маленькой фирме. Почему? В глубине души у него сидит неуверенность в своих силах, страх не справиться и убеждение, что он не достоин больших денег и лучшей жизни.

Почему я такой?

Но эти чувства не взялись ниоткуда, на них есть свои причины. Наиболее распространенные связаны с самыми близкими людьми — родителями, которые, как всегда, действуют из лучших побуждений.

Сколько раз нам самим приходилось слышать от них: «Посмотри на других деток, какие они чистенькие, а ты грязнуля!» или «Посмотри, как Дима быстро бегает, а ты плетешься в хвосте!». Такие сравнения с другими детьми не в нашу пользу занижают самооценку с самого детства.

Ребенок взрослеет, но сравнения продолжаются: «Хоть бы тебя кто замуж взял, все подружки давно замужем», «У соседки сын квартиру купил, а ты все на нашей шее сидишь». Неудивительно, что дальше таким человеком будет помыкать муж или жена и все, кому ни лень.

Масла в огонь нередко подливают «добрые» друзья или подружки: «Ты слабак!» или «Мой парень сказал, что ты такая страшненькая и чтобы я тебя больше не приводила в компанию».

Еще одна причина — обесценение. Причем родители сами не замечают, как они занижают самооценку ребенка. Например, нарисовал он картинку и принес показать маме с папой, ожидая похвалы. А вместо нее слышит: «Что это ты нарисовал? Некрасиво получилось!» или «Отстать, мне сейчас некогда!». Взялся он строить игрушечный замок, а ему говорят: «Неправильно строишь, ничего у тебя не получится».


Гиперопека или гипоопека — также причина низкой самооценки. При гиперопеке внимание родителей постоянно сосредоточено на ребенке. Они и шагу не дают ему сделать, чтобы не подстелить соломки, полностью лишая его самостоятельности. Стараясь поступить так, как от него ждут, он теряет собственную индивидуальность. Нередко такого ребенка загружают и спортом, и музыкой, и иностранными языками, чтобы он был не «как все», а более умным и развитым. Но он не в состоянии все это осилить, хотя и пытается оправдать надежды. Ребенок переживает, у него развивается чувство неполноценности и заниженная самооценка.

Самооценка снижается и при гипоопеке, когда родители заняты собой, а малыш предоставлен сам себе. Он пытается привлечь их внимание, но напрасно. Ему кажется, что его не любят, что он никому не нужен. И снова — ощущение неполноценности, собственной вины за то, что он такой плохой и его не за что любить, и низкая самооценка.

Многим потом в течение всей жизни приходится ломать сложившееся негативное убеждение о самом себе, бороться с собой и доказывать, что «право имею». И даже если это удается, из состояния равновесия способна выбить любая неблагоприятная жизненная ситуация — увольнение, развод, измена, чья-то критика. Человек снова начинает верить, что он — ничто.

Тому, кто в детстве не имел подобных проблем, проще справиться с неурядицами.

Как проявляется низкая самооценка

Психологи говорят о деструктивном и конструктивном проявлении заниженной самооценки.

При деструктивном человек игнорирует свои возможности и идет на поводу у своих страхов. Он не думает о карьерном росте, довольствуется тем, что имеет, избегает новых знакомств и компаний из страха совершить ошибку, не соответствовать ожиданиям окружающих, показаться смешным и глупым.

Деструктивное поведение людей с низкой самооценкой проявляется и в их желании оскорбить и унизить других, чтобы возвыситься в собственных глазах. Особенно много таких в соцсетях, где они пишут злобные комментарии под постами и видео людей, пользующихся симпатией и популярностью.

Каково же конструктивное проявление низкой самооценки? Когда-то австрийский психоаналитик Альфред Адлер впервые ввел понятие комплекс неполноценности, присущий людям с заниженной самооценкой, что в целом является негативным явлением. Но тот же комплекс неполноценности для некоторых людей служит мотиватором и позволяет им достичь позитивных целей. «Чтобы быть полноценным человеком, нужно обладать комплексом неполноценности», — такой вывод сделал А.Альфред, считая, что в этом случае активизируется гиперкомпенсаторная функция личности.

Например, древнегреческий оратор Демосфен в детстве сильно заикался, что побудило его изучать ораторское искусство и достичь в нем совершенства.

Комплексом неполноценности страдала и Мэрилин Монро, видевшая в себе некрасивую неудачницу. «Я не позволю, чтобы меня не любили», — такую запись она оставила в своем дневнике и всю свою недолгую жизнь старалась достичь этой цели.

Французский император Наполеон Бонапарт не был столь мал, как об этом часто пишут, но он страдал другими комплексами: в детстве, во время учебы в военной школе Парижа, его дразнили за корсиканское происхождение и бедность. Он был один против всех и желал доказать, что не только не хуже, а лучше остальных. Впоследствии Наполеон вспоминал, что мысль, что он не первый ученик в классе, была для него непереносима. Борясь со своими комплексами, он сделал все, чтобы его имя стало известно всему миру.

Как самому поднять заниженную самооценку

Психологи советуют:

1. Взять ручку, блокнот и записать свою большую цель. А дальше — что стоит у нас на пути и мешает получить то, что мы хотим. Например, «я глуп», «я урод». Фраза должна быть очень короткой.

Проговариваем ее вслух и спрашиваем себя, откуда исходит это убеждение. Скорее всего, оно живет где-то внутри нас. С чем оно ассоциируется? С большим тяжелым камнем? С засасывающим все живое болотом? Представляем в подробностях: если это болото, то какое оно, опустим в него руки, ощутим его мерзкий запах, услышим звуки, которые оно издает. Максимально подробное описание поможет дольше удержать внимание на неприятных ощущениях, вызываемых этой ассоциацией. Образно говоря, опустимся на самое дно, чтобы оттолкнуться от него и выплыть.

2. Теперь пришла очередь позитивных утверждений — аффирмаций. Пишем фразу, обратную той негативной, которую записали раньше. «Я урод» — «я красив». «Я глуп» — «я умен». Фраза также должна быть короткая и своя собственная.

Далее желательно прибегнуть к помощи человека, которому мы доверяем и который знаком с нашими комплексами и страхами. Пусть он подойдет сзади и тихо произнесет позитивную фразу в правое или левое ухо (в зависимости от того, правша мы или левша). И, проговаривая ее, слегка нажмет на плечи. Это нажатие будет служить «якорем». В следующий раз достаточно будет легкого нажатия на плечи, чтобы мы услышали голос, который напомнит нам: «я красив», «я умен».

3. Следующий этап — визуализация. Сконцентрируемся на своем желании, повторяем позитивную фразу и создаем в своей голове яркие цветные картинки, которые ей соответствуют. В это же время делаем шаги слева направо, справа налево — они тоже будут служить «якорями».

4. При проговаривании позитивной фразы может возникать внутреннее сопротивление. Поэтому ее рекомендуется чаще проговаривать на пике ярких положительных ощущений и переживаний. (Все «якоря» рекомендуется устанавливать на пике состояния, которое мы хотим «заякорить».)

5. «Якорями» могут быть интонация, поза, жест, мелодия, прикосновение, запах, внутренний образ и пр. Апельсины и фейерверки у многих ассоциируются с Новым годом, летние цветы — с каникулами у бабушки. Это тоже «якоря», вызывающие у нас приятные ощущения.

Нарисуем себе миниатюрные «якоря» — символы наших коротких позитивных фраз. Пусть этих маленьких картинок будет много, и разложим их по разным местам. Открыли шкаф или зашли в ванную — а там наша напоминалка: «я умный», «я красивый».

6. Устанавливаем на рабочем столе компьютера заставку из позитивной аффирмации. Посещаем семинары, читаем книги, смотрим видео, которые посвящены повышению самооценки. Отдаем предпочтение позитивным передачам и программам и избегаем негативных, создающих пессимистический настрой.

7. Проанализируем круг общенияи минимизируем встречи и беседы с людьми, которым нравится нас критиковать, обижать, оскорблять и которые самоутверждаются за наш счет. Будем дружить с теми, кто нас любит, ценит, для кого мы важны, в чьем присутствии мы ощущаем прилив сил.

8. Ни в коем случае не критикуем себя вслух. Многократно повторяя «Ну я и растяпа!», «Я такая толстая!», «Правда, у меня кривые ноги?» и тому подобное мы рискуем убедить в этом других. По сути, наши недостатки видим только мы сами: другие либо их не замечают, либо им все равно.


9. Уверенность в себе дают спорт и деньги. Стараемся хорошо зарабатывать и отправляемся в тренажерный зал, бассейн и др. Легкая походка, стройная осанка делают нас красивыми. Улучшается кровообращение, в кровь поступает гормон счастья — серотонин, поднимается настроение и кажется, что в наших силах свернуть горы.

10. Учимся принимать комплименты — говорим «спасибо». Казалось бы, чего проще. Но люди с низкой самооценкой на комплименты реагируют неправильно. «Ой, да это я вчера голову помыла» или «Да ну что вы говорите!» или что-то в этом роде — их ответ на комплимент. Смущаясь или не доверяя похвале, они показывают, что ее не достойны. Принимаем комплименты с благодарностью.

11. Коллекционируем свои достоинства и победы. Люди фокусируются на своих недостатках вместо того, чтобы концентрироваться на достоинствах, а потом еще удивляются, почему их дела идут не так, как они задумали.

Сядем в тишине, подумаем и запишем не менее 20 качеств, за которые нас следует уважать. Точно так же и с достижениями. Регулярно перечитываем эти списки и добавляем в них новые пункты.

0 коммент.:

Отправить комментарий