Вы уверены в том, что ваша самооценка адекватна? Что вы можете точно оценить свои способности и знаете, как выглядите в глазах других? Прежде чем ответить – прочтите этот текст.
Кто я? Большинство из нас считают, что хорошо знают ответ на этот вопрос. Но так ли это? Вам наверняка встречались люди, которые считают себя прекрасными певцами и не попадают в половину нот; гордятся своим чувством юмора и вызывают шутками лишь неловкость; мнят себя тонкими психологами – и не догадываются об измене партнера. «Это все не про меня», – возможно, думаете вы. И скорее всего, заблуждаетесь.
Чем больше мы узнаем о мозге и сознании, тем яснее становится, насколько искаженно мы оцениваем себя и насколько велик разрыв между нашим самоощущением и тем, как нас видят другие. Бенджамин Франклин писал: «Есть три вещи, сделать которые необычайно трудно: сломать сталь, раскрошить алмаз и познать самого себя». Последнее выглядит самой трудной задачей. Но если мы поймем, что искажает наше самоощущение, то сможем улучшить навыки самоанализа.
1. МЫ ЖИВЕМ В ПЛЕНУ СВОЕЙ САМООЦЕНКИ
Вы думаете, что замечательно готовите, у вас чарующий голос в четыре октавы и вы умнейший человек в своем окружении? Если так, скорее всего, у вас комплекс иллюзорного превосходства – убеждение, что вы лучше других во всем, начиная от вождения и заканчивая работой.
Мы особенно склонны впадать в это заблуждение, когда судим о тех своих чертах, которым уделяем много внимания. Исследования профессора Симин Вазир (Simine Vazire) из Калифорнийского университета показали, что суждения о своих интеллектуальных способностях у студентов никак не коррелировали с результатами их IQ-тестов. Те, чья самооценка была высокой, думали о своем уме исключительно в превосходной степени. А их сокурсники с низкой самооценкой переживали из-за своей мнимой глупости, даже если были первыми в группе.
Иллюзорное превосходство может давать некоторые преимущества. Когда мы думаем о себе хорошо, это делает нас эмоционально устойчивыми, говорит Дэвид Даннинг (David Dunning) из Корнельского университета (США). С другой стороны, недооценка своих способностей может защитить нас от ошибок и необдуманных поступков. Однако возможные выгоды иллюзорной самооценки блекнут на фоне цены, которую мы платим за нее. «Если мы хотим преуспеть в жизни, мы должны понимать, во что вкладывать силы и по каким критериям оценивать результаты, – говорит психолог Златана Кризана (Zlatan Krizan) из Университета Айовы (США). – Если внутренний барометр сбился, это может привести к конфликтам, неудачным решениям и – в итоге – к провалу».
Мы видим, как к нам относятся другие, – и начинаем вести себя в соответствии с этим отношением
2. МЫ НЕ УЧИТЫВАЕМ, КАК ВЫГЛЯДИМ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ
Мы делаем выводы о характере человека в первые секунды знакомства. В этой ситуации нюансы внешности – разрез глаз, форма носа или губ – имеют огромное значение. Если перед нами привлекательный человек, мы считаем его более дружелюбным, социально активным, умным и сексуальным. Мужчины с большими глазами, небольшой переносицей и круглыми лицами воспринимаются как «тюфяки». Обладатели крупной, выдающейся челюсти скорее заслужат репутацию «самца».
Насколько такие суждения соответствуют действительности? Действительно, есть связь между выработкой тестостерона и чертами лица. Мужчины с более мужественной внешностью могут на самом деле быть агрессивнее и грубее. В остальном подобные обобщения очень далеки от правды. Но это не мешает нам верить в их истинность и действовать в соответствии со своими ощущениями.
А дальше начинается самое интересное. Мы видим, как к нам относятся другие, и начинаем вести себя в соответствии с этим отношением. Если наше лицо напоминает рекрутеру череп неандертальца – нам могут отказать в приеме на работу, которая требует интеллектуального труда. После десятка таких отказов мы, возможно, «поймем», что действительно не годимся для этой работы.
3. МЫ ДУМАЕМ, ЧТО ДРУГИЕ ЗНАЮТ О НАС ТО ЖЕ, ЧТО И МЫ
Большинство из нас все же разумно оценивает то, как нас воспринимают окружающие в целом. Ошибки начинаются, когда речь заходит о конкретных людях. Одна из причин – мы не можем провести четкую границу между тем, что мы знаем о себе, и тем, что о нас могут знать другие. Вы пролили на себя кофе? Разумеется, это заметили все посетители кафе. И каждый подумал: «Вот обезьяна! Неудивительно, что у нее криво накрашен один глаз».
Людям трудно определить, как их видят другие, просто потому, что они знают слишком много о себе.
4. МЫ СЛИШКОМ КОНЦЕНТРИРУЕМСЯ НА СВОИХ ЧУВСТВАХ
Когда мы глубоко погружены в свои мысли и чувства, то можем уловить малейшие изменения своего настроения и самочувствия. Но при этом теряем способность смотреть на себя со стороны. «Если вы спросите меня, насколько я добр и внимателен к людям, я, скорее всего, буду ориентироваться на свое самоощущение и свои намерения, – говорит Симин Вазир. – Но все это может не соответствовать тому, как я на самом деле веду себя».
Хорошая профилактика – просить у других обратной связи. Но и здесь есть подводные камни. Те, кто знает нас хорошо, могут оказаться и наиболее предвзятыми в оценках (особенно это касается родителей). С другой стороны, как мы выяснили ранее, мнения малознакомых людей часто искажены первым впечатлением и их собственными установками. Как же быть? Симин Вазир советует меньше доверять общим суждениям вроде «симпатичный–отталкивающий» или «ленивый–деятельный» и слушать больше конкретных замечаний, которые касаются ваших навыков и исходят от профессионалов.
ТАК МОЖНО ЛИ ПОЗНАТЬ СЕБЯ?
Наша идентичность соткана из множества физических и психических черт – интеллекта, опыта, навыков, привычек, сексуальности и внешней привлекательности. Но считать, что сумма всех этих качеств – это и есть наше истинное «Я», тоже неверно. Психолог Нина Штормбрингер (Nina Strombringer) и ее коллеги из Йельского университета (США) наблюдали за семьями, где были пожилые люди с деменцией. Несмотря на то что эти люди теряли память, переставали узнавать родных, их характер менялся до неузнаваемости, близкие продолжали считать, что общаются с тем же самым человеком, что и до болезни.
Альтернативой познанию себя может быть созидание себя. Когда мы пытаемся нарисовать свой психологический автопортрет, он получается как во сне – размытым и постоянно меняющимся. Наши новые мысли, новый опыт, новые решения постоянно прокладывают новые пути для развития. Отсекая то, что кажется нам «чужеродным», мы рискуем упустить возможности. Напротив, если мы откажемся от погони за собственной целостностью и сконцентрируемся на целях, мы станем более открытыми и раскованными.
0 коммент.:
Отправить комментарий