Обретая опору внутри, ты обнаруживаешь, что оказывается, это состояние всегда тебе было доступно через ощущение в теле, которому можно довериться. Это ощущение пронизано способностью чувствовать жизнь и приводить тебя в согласие со своей природой. Природой, в которой ты обретаешь место и право быть собой, в которой ты уходишь от условностей, которые поставил в своем воображении, представлении и убеждениях о себе. Ты уходишь от разочарований, связанных с этими условностями.
Цель статьи - приблизить к пониманию своей природы, а возможно и помочь почувствовать, что же нам дает твердую опору в жизни при прохождении кризисов и что служит для нас внутренним навигатором, который точно указывает на верность принятых нами решений. Это статья о внутренней целостности, о здоровье тела и психики. Эти два процесса неразрывно связаны друг с другом.
Проявления психики мы чувствуем через процессы, которые происходят в теле и отражаются в нем: ощущения, чувства, эмоции, память, мысли, мотивы и др.
Для лучшего понимания описанных в статье процессов, ознакомимся с некоторыми понятиями и их значениями. Я выделю и опишу явления, которые присущи нам каждый момент времени и которыми я буду оперировать, это - ощущения, чувства и эмоции. Это взаимосвязанные процессы, но мы опишем каждый из них отдельно.
Под ощущением я имею ввиду, чувственный опыт, который отражает происходящее во внешнем мире и внутри организма. Ощущения переживаются как сложное целое и могут восприниматься как состоящие из многих взаимопереплетенных волокон - эмоций, чувств, которые проявляются теле.
Чувства - устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. В одном и том же чувстве могут объединяться и перетекать друг в друга эмоции положительные и отрицательные (так, любовь сопровождается и гневом, и радостью, и отчаянием, и ревностью и т.п.)
Эмоции это своего рода пеленг, который безошибочно дает понять - идет ли организм к тому результату, на который настроился и был запрограммирован, или отклоняется от результата. Через эмоцию как сигнал организма мы в единицу времени считываем очень много потоков информации о положении дел в организме и в окружающей среде, с которой мы связаны. Внешняя среда это отношения с людьми, процессы и события, происходящие в нашей жизни. В результате мы испытываем положительную “+” или отрицательную “-” эмоцию в каждый момент времени.
Теперь непосредственно перейдем к вопросу, который многих волнует - как ощутить опору внутри себя, которая помогает справиться с переживаниями и пройти трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни? И вообще, есть ли она, эта опора?
На второй вопрос могу ответить сразу - эта опора есть, это “чувственное ощущение” в нас, которое указывает нам точное направление в жизни.
Давайте последовательно разберемся в том, что я имею в виду под внутренней опорой и “чувственными ощущениями”. Одно из осознаний, с которым человек непременно сталкивается в процессе психотерапии, состоит в том, что очень часто он любит и принимает себя “при условии что ...”. Вместо троеточия можно подставить что угодно, к примеру, при условии что:
поймут другие;
я не ошибусь;
я буду сильным;
я не покажу свою слабость;
я буду красивее;
мне не откажут… и так до бесконечности.
Я попрошу Вас сейчас сделать один эксперимент. В текущий момент обратите внимание на свое дыхание, прислушайтесь к ощущениям в теле и обратитесь к себе через следующие фразы:
Я чувствую себя хорошо и я благодарен, за то, что я именно такой, какой я есть.
Я чувствую себя счастливым человеком.
У меня все в порядке, и последние несколько дней я чувствовал себя хорошо и испытывал счастье.
Я чувствую себя на своем месте.
Я чувствую свою реализованность.
Прислушайтесь к ощущениям в себе и тому, как и где эти ощущения чувствуются в теле. Я прошу вас внимательно отследить то, что вы чувствуете. Если необходимо, уделите этому процессу несколько минут, чтобы ощутить более явные сигналы в теле и в целом почувствовать, сопротивляется ли что-то внутри Вас сказанному, либо же соглашается со сказанным.
Что Вы почувствовали?
Опишите, какие ощущения испытали в теле?
Вы верите в то, что сказали?
Вы чувствуете, что сказанное Вами является для Вас правдой, если честно и от сердца настроится на ощущения?
Не беспокойтесь, если Вам довелось испытать сопротивление сказанному или соприкоснутся с не очень приятными ощущениями. Все, что Вы испытали, отражает лишь текущее состояние, и мы делаем этот эксперимент не для оценки Вашего самочувствия, и никаких выводов исходя из этого делать не надо.
Вы также можете испытывать приятные чувства и переживания, такие как: чувство расслабленности, наполненности, тепла в теле и др.
Цель эксперимента направить Ваше внимание на то ощущение в теле, которое сплетено из чувств и эмоций, назовем его “чувственным ощущением”, и которое отзывается на сказанное Вами.
Во время терапевтических групп по “Психосоматике”, когда участники проходят подобный эксперимент, некоторые из них, прислушиваясь к своим ощущениям, могут испытать тревогу, страх, внутренний дискомфорт и неприятные ощущения в теле. То, что переживается участниками, я воспринимаю как некий протест, зов, бунт внутренней сути, которая через ощущения в теле пытается до нас донести определенный сигнал, и восстановить целостность внутри. Важно, чтобы этот сигнал был распознан корректно. От того, как мы распознаем, воспринимаем и относимся к “чувственному ощущению” в теле и насколько готовы услышать себя через это ощущение, и зависит, восстановим ли мы целостность внутри или же будем бороться с проявившимся ощущением.
Для наглядности и лучшего понимания того, что описано выше, разберем один из случаев групповой работы на примере ощущений участницы и того, как она их восприняла.
Проговорив про себя фразы (я чувствую себя счастливым человеком; я люблю себя и др.), которые способствуют проявлению “чувственных ощущений”, она испытала тревогу, беспокойство и желание отгородится от переживаний, связанных с обращением к себе. Как она объяснила, чувство тревоги было вызвано тем, что ей нужно что-то делать, искать, пробовать и быть какой-то - для того, чтобы ощутить себя хорошо.
Важно понять, что через ощущения в теле с нами говорит наша внутренняя суть. Казалось бы, ощущение тревоги поднимается вследствие того, что сказанное не соответствует действительности, и обстоятельства, в которых находится человек, заставляют его себя плохо чувствовать, а через эти фразы мы сами себе наступаем на наболевшую ”мозоль из проблем”. Довольно часто именно так мы и воспринимаем неприятные ощущения. Мы находим объективные причины, по которым мы не можем себя чувствовать хорошо, отдавая право определять наше самочувствие представлениям и “программам в уме” о том, какими мы должны быть. Мы не хотим глубже войти в ощущение и пытаемся убежать от переживаний, тем самым теряя шанс услышать себя. Пытаемся принять и полюбить себя при условии - именно “условия”, которые человек перед собою ставит, в итоге становятся факторами, сквозь призму которых определяется его самочувствие. Где же выход из ситуации, в которой оказался человек: он не принимает себя и не любит себя. Сразу обозначу, что выхода точно нет в размышлениях. Для того, чтобы работать с переживанием, важно спустится на уровень ощущений, а не пытаться работать только с уровня мыслительных установок и интерпретации переживания.
"Итак, чем же умозрительные предположения и интерпретации отличаются от непосредственного ощущения проблемы, от прямого обращения к ней с вопросом? Высказывая предположения, человек говорит: “Должно быть, это...” (должно быть, я боюсь того, что покажет проверка). Многим предположениям не хватает прямого, непосредственного контакта
Интерпретации беспомощно повисают в воздухе, не имея под собой реальной опоры и подтверждения; предлагаются многие совершенно различные интерпретации, но не ясно, как выбирать между ними.
Чтобы сформулировать то или иное умозаключение, нам необходимо отвлечься от беспокоящего чувства и обратиться к мыслям по поводу этих чувств. Напротив, чтобы поставить вопрос о конкретной, непосредственно переживаемой проблеме, следует обратиться к самой проблеме и позволить ей проявиться, чтобы почувствовать ее полнее. Необходимо прикоснуться к проблеме, а затем просто немного подождать, пока она сама “ответит” на наши вопросы.
Юджин Джендлин. “Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями.”
В случае с тревогой и другими переживаниями важно настроится на то "чувственное ощущение” в теле (часть нас), с которого исходит эта тревога - мы испытываем тревогу посредством тела.
К примеру, человек, прислушиваясь к ощущению и проходя в переживание, которое он испытывает, может осознать и почувствовать, что тревога поднялась вследствие того, что его внутренняя суть четко дает знать, что c ним все в порядке, а сама тревога возникла как сигнал, который говорит, что он воспринимает себя не целостно, он заблудился в своих убеждениях, представлениях о себе и находится в самообмане потому, что поставил перед собою условия, при которых он может себя полюбить.
Выход только в том, чтобы настроится на свое ощущение, направить на него внимание, побыть в этом ощущении, позволить ему проявится полностью, стать с ним единым целым, и тогда со временем человек осознает, что через это ощущение с ним говорит его целостность. Переживание становится его союзником, а не врагом, от которого он бежит. Это переживание прокладывает мост в саму суть бытия человеком, где появляется возможность взаимодействовать с миром, опираясь еще и на свои ощущения, а не только логические и умозрительные расчеты.
Неудача при психотерапии может быть двух видов: во-первых, когда психотерапия состоит из одних лишь интерпретаций и вмешательств психотерапевта без реального процесса переживаний у клиента. Неудача второго вида возникает, если пациент переживает реальные и конкретные эмоции, но они повторяются снова и снова.
Юджин Джендлин. “Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями.”
“Чувственные ощущения” могут быть "не явственные поначалу", и иногда их сложно сразу идентифицировать и назвать, они не настолько явны, как сильные эмоции - гнев, злость, страх, агрессия или наоборот радость и восхищение. Но они словно служат порталом для человека к себе настоящему и чувствуются в теле по-разному.
Иногда - как комок в горле, мурашки по телу, ощущение колючести в области солнечного сплетения, ощущение тепла - через эти ощущения мы буквально чувствуем, как наша внутренняя суть отзывается на обстоятельства жизни, слова, сказанные нам, свои воззрения и решения - на все, что с нами происходит.
Уделяя внимание этим ощущениям, можно обнаружить то в нас, что бьется криком и просится наружу или же сжалось от страха, это те тонкие “чувственные ощущения” в теле, которые становятся нам доступны, после того как сойдут сильные эмоции. Настроившись на эти ощущения, мы имеем возможность совсем по-другому воспринимать то, что происходит.
Проходя за сильные эмоции (прожив их) и настроившись на ощущения в теле, мы можем обнаружить, что за страхом или же гневом по отношению к другим людям стоит боязнь быть отвергнутым, а за чувством отвержения можно ощутить, что ему предшествовало желание подарить свою любовь или благодарность.
Таким образом, пройдя в саму сердцевину переживания, человек осознает, чувствует свой изначальный порыв, стремление дарить и любить другого. Именно с этого момента восприятие эмоций гнева меняется. Человек начинает испытывать то изначальное чувство любви, которое было подавлено страхом быть отвергнутым еще раз. А гнев оказывается тем сильнейшим импульсом, исходящим из его внутренней сути, который помогает человеку достучаться сквозь образовавшуюся “черствость - нежелание переживать боль отвержения” и обратить внимание на желание любить.
Меняется восприятие и меняется поведение человека. Распознав корень страха, человек обретает свободу проявления и вновь имеет смелость идти на контакт с другим. Это не концептуальный ответ, а ответ на уровне осознания, где сама проблема страх и гнев ей сопутствующий - становятся не тем с чем нужно бороться, а являются указателями на нарушение целостности. Проблема становится не замком, а ключом к жизни, и ведет к контакту с ней через “чувственные ощущения” в теле, которые раскрывают саму суть бытия человеком, который взаимодействует с жизнью и с другими людьми, учитывая при этом свои ощущения.
Есть много примеров того, как у человека происходит переворот в сознании и восприятии себя. Об этом можно написать целую книгу, а цель этой статьи отразить принцип работы с переживаниями и, поделившись своим опытом, дать Вам почувствовать, вспомнить и осознать, что подобные инсайты происходили и в Вашей жизни, но теперь у Вас больше понимания, как и почему они произошли. Это и есть развитие осознанности и лучшее понимание своей природы.
Закончить статью я хочу записью из личного дневника.
“Сегодня была утренняя Практика Молчания (ПМ), которая уже стала неотъемлемой частью жизни, в ней я прихожу в себя. Всегда, садясь в ПМ, я обнаруживаю волнение, оно разного порядка и тона: бывает восторженность, бывает страх и тревога, - практически никогда сразу в покое себя сразу не обнаруживаю.
Волшебство практики в том, что это возможность услышать, что говорит тело через ощущения. Ощущения говорят... Это стало мне большой опорой к тому, чтобы восстанавливать целостность внутри себя и убирать внутренние противоречия. Ощущая тревогу, я всматриваюсь в то, из чего она исходит.
Всегда в теле есть эпицентр переживания, он может быть как статичный, так и блуждающий. Тело говорит, это отражается в неком целостном “чувственном ощущении”. Есть эмоции и чувства, которые я могу сразу явно идентифицировать для себя, например, гнев, агрессия, радость, а есть более тонкие сигналы, которые я тоже чувствую телом, и не сразу даже могу сказать о чем они.
Это целостное ощущение, которое как бы фоновое, и чтобы ощутить этот фон, нужно ему уделить внимание и вслушаться в ощущения. Часто, вслушиваясь более внимательно, я чувствую, что внутри, как будто, часть меня звенит, сворачивается, либо бьется наружу - по сути, эта часть меня, это некое ощущение, которое стремится быть услышанным. Часто это смешанное чувство...
Но очень важно прислушиваться дальше и принимать те сигналы, которые исходят из тела и чувствуются как некие энергетические всплески в теле - мурашки, покалывания, жжение, тепло, груз, давление. На практике уже становится очевидным, что практически все сигналы тревоги, страха, подавленности, фрустрации - это следствие внутреннего "расщепления", которое происходит вследствие игнорирования своих чувств на протяжении определенного периода времени. Иногда это годы, а иногда минуты.
Что я имею в виду под "расщеплением"? Метафорически, это часть меня или то во мне, что очевидно знает, что верно и истинно по жизни. Это то, что хочет проявиться наружу, но забито контролем и страхом, который часто поддерживается обоснованиями и концепциями.
Все это со временем превращается в невидимую тюрьму, очерченную ограничивающими убеждениями. Ни одна эмоция, ни одно чувство и ощущение не возникает с пустого места,. Это следствие взаимодействия с миром, как внутренним так и внешним... Всегда ощущение содержит ключ к тому, чтобы понять, где я сбился с пути или же подтверждает верность пути и решения.
Все болезненные переживания это следствие расщепления на уровне между "психикой и телом". По сути, они неразделимы на уровне процессов, все информационные сигналы и высшая нервная деятельность происходит через тело. Так вот, тело не врет. И проблемы начинаются, когда я ему не верю и, по сути, не прислушиваюсь к сигналам, которые оно подает.
Выращенная и тренируемая годами неспособность чувствовать себя приводит к тому, что я становлюсь противоречив внутри и снаружи. "Против - речи" - я не целостен, а я расщеплен в своих чувствах, мыслях и поступках и относительно себя, и относительно других. Так я начинаю говорить то, что не чувствую или убеждать себя в том, чего не существует.
Чтобы научится восстанавливать целостность, я учусь слушать себя каждый день. В чем это выражается и как происходит? Прислушиваясь к ощущениям, я обнаруживаю в себе то, что не было услышано, проявлено и было подавлено. Обычно это ощущается вначале как тревога или страх. Настраиваясь на эти ощущения, я вслушиваюсь, как они отзываются в теле, и настраиваюсь на тонкие сигналы и ощущения тела, которые в обыденной жизни игнорируются.
Практически всегда итогом такого наблюдения есть обнаружение той части меня, которая была задвинута, проигнорирована, отвергнута либо мною самим, либо другими. И это она фонит болью, и тревогой, потому что нарушается целостность жизни (а я ею и являюсь), потому что часть проявления жизни (эмоция, переживание, желание проявится) была искусственно выброшена на обочину, или заперта, или придавлена (подавлена).
И что я могу сделать? Могу только настроиться, на ту часть меня, из которой исходит этот крик... И быть с этим, быть внимательным к тому, что является во мне жизнью, понять о чем это чувство... Ничего больше не надо, просто прислушаться, иногда задать вопрос, какое именно чувство издается, изливается я из той части меня, которая обеспокоена? Сигнал становится услышан, целостность восстанавливается, отделенность уходит - я становлюсь слушающим себя же.
Раздробленность уходит, ее место занимает целостность, но всегда возврат к этой целостности приходит через выявление того, что игнорировалось, и бунтом или же наоборот просто болью и внутренним стоном о себе заявляло. Всегда есть тот, кто услышит тебя мое дорогое "чувственное ощущение", прислушиваясь к тебе, я обретаю внутреннюю целостность и становлюсь с тобой за одно, обретая опору в том, как ты через тело чувствуешь жизнь и верное решение. В этом я успокаиваюсь, потому что противоречия убраны и мы одно. Опора внутри.
Автор: Иван Форманюк
0 коммент.:
Отправить комментарий