Наши дни так быстро заполняются делами, мы так часто спешим и так много отвлекаемся, что все это похоже на прорыв плотины.
Для многих людей эта рутина – колоссальный источник стресса, а стресс, пожалуй, самый важный фактор, определяющий наше здоровье.
Как же тогда сделать свой день более простым? Это не так уж трудно, и по моему опыту, лучше делать это постепенно, в 9 шагов.
Вот шаги, которым следовал я. Хотя если мы называем их «правилами», значит, следует проверять их на практике и менять, если потребуется. Не нужно слепо следовать никаким правилам. И все же вот эти правила мне сильно помогли.
1. Определитесь с самым важным. Главное правило упрощения: «Определите то, что важно, и избавьтесь от остального». Поэтому стоит потратить время и выделить самые важные вещи в своей жизни (4-5), а затем посмотреть, какие действия, задачи, проекты, встречи и обязательства вписываются в этот список. Кроме того, в начале каждого дня (или заранее, вечером) уделяйте время составлению списка 1-3 самых важных дел.
2. Вообразите себе идеальный график дня. Не столько для того, чтобы все прошло по этому идеальному графику, сколько чтобы понять, что такое для вас простой, лишенный неудобств день. У каждого человека он свой: для меня это немного помедитировать, поработать над текстами и провести время с женой и детьми. У кого-то это йога, рисование и горячая ванна. У кого-то это возможность сосредоточиться на важной работе, а во второй половине дня успеть сделать другие дела. Потратьте минутку и вообразите этот идеальный день.
3. Откажитесь от дополнительных обязательств. Определив самое важное, нужно начинать говорить «нет» тому, что в этот список важных дел не входит и что мешает сделать ваш день идеальным. Обычно речь идет об обязательствах – войти в состав комитета, поучаствовать в проекте, обучить чему-то команду или поучаствовать в ее работе, сходить на мероприятие, войти в качестве партнера в какой-то бизнес и т.д. Составьте список своих обязательств (профессиональных, гражданских и личных), оцените их и откажитесь хотя бы от одного. Понадобится лишь телефонный звонок или письмо.
4. Ограничьте число задач. Каждое утро называйте 1-3 самых важных задачи и перечислите остальные дела, которые вы хотели бы сделать. Откажитесь от некоторых из них. Попробуйте ограничить свой список 5-7 делами в день (не считая мелочей). Ограничение списка задач помогает сосредоточиться, и так вы признаете, что не собираетесь сделать все-все за один день.
5. Выделите время, когда вас не будут отвлекать. Когда вы собираетесь сделать самую важную работу? Выделите для этого некий период времени (час, 2 часа, 4 часа – столько, сколько вам подходит). Пусть эта часть графика будет для вас священной. Никаких коммуникаций. Не заходите в интернет, отключите все уведомления и не отвечайте на звонки. Просто сделайте самое важное дело, а потом следующее, если остается время.
6. Притормозите. Мы постоянно спешим, это какое-то бесконечное исступленное движение, полное тревоги. Лучше притормозите. Жизнь не рухнет, если вы не будете так рваться от задачи к задаче, от сообщения к сообщению. Можно взять паузу, минутку поразмыслить, насладиться текущей задачей, прежде чем бросаться на новую.
7. Хватит многозадачности. Одна задача в каждый момент – и полная сосредоточенность на этой задаче. Учитесь сосредоточенности, это своего рода медитация. Наблюдайте за тем, как ваши мысли перескакивают на то, что вам нужно сделать потом, а после возвращаются к текущей задаче. Ваш день станет гораздо проще и приятнее, когда вы начнете практиковать концентрацию на текущих делах.
8. Делайте мелочи сразу, порциями. Ответы на письма, бумажная работа, всякие мелочи в низу вашего списка дел (выделите в нем подпункт «мелкие дела»), не самые важные телефонные звонки и т.п. – все это не должно мешать вашим главным задачам. Но все же и эти дела надо когда-то сделать (если только вы не можете их проигнорировать, что предпочтительно). Тогда делайте их сразу, порциями. Лучше всего делать это ближе к концу дня, когда у вас меньше энергии и когда вы выполнили все важные задачи. Не давайте мелочам встать на пути больших дел. Когда вы сделали порцию мелочей (в том числе ответы на письма), отключитесь от них и забудьте. Вы же не хотите заниматься этим целый день или даже полдня.
9. Предусмотрите промежутки. Мы втискиваем дела и встречи одно за другим, не оставляя между ними никаких промежутков. Пространство между делами столь же важно, как и сами дела. Предусмотрите небольшие паузы между встречами и даже между задачами. Во время перерыва потянитесь, прогуляйтесь, выпейте стакан воды или даже выполните простые медитативные упражнения, на минуту или две. Наслаждайтесь пространством.
Лео Бабаута – автор одного из самых популярных блогов о личной эффективности ZenHabits.
0 коммент.:
Отправить комментарий