10 МЕТОДОВ, КОТОРЫЕ НАУЧАТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ~ Трансерфинг реальности

вторник, 22 ноября 2016 г.

Filled Under: ,

10 МЕТОДОВ, КОТОРЫЕ НАУЧАТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Как быть, если за ночь нужно создать супер-идею, а в голове пусто? Почему бывает так сложно решить какую-либо проблему? Ответ заключается в том, что наш мозг без постоянных тренировок забывает о том, что действительно важно и начинает собирать в себе ненужный мусор, избавиться от которого очень сложно.

Итак, предлагаем 10 методов, благодаря которым вы научитесь быстро создавать идеи и решать любые проблемы.

1. Метод «6-3-5»
Расшифровывается просто: шесть человек придумывают по три идеи каждые пять минут. Пригласи гостей (сотрудников), посади в круг, спроси, как у них дела. Не дожидаясь ответа, дай каждому по бумажке, вели написать на ней три идеи, по одной в столбике, и засеки на часах пять минут. После этого попроси участников поменяться карточками. Теперь они должны письменно поддержать или раскритиковать каждую из трех идей, которые им достались; на все про все опять дается пять минут. Поменяйтесь карточками снова, и снова, и снова. Делайте так до тех пор, пока уборщица не выгонит вас, потому что ей надо мыть полы, или пока все восемнадцать идей не будут прокомментированы каждым из участников. Вся процедура в идеале займет полчаса, и в конце у тебя на руках будут восемнадцать первоначальных идей и девяносто идей-комментариев. Уже неплохо, но можно и их оттачивать дальше, используя наши советы.


2. Процедура Янга
Она же процедура попарного сравнения. Допустим, вы с друзьями строите планы на ночь с пятницы на воскресенье. Один предлагает клуб, второй — покер, третий — сауну, четвертый просится домой и ничего не хочет, потому что забыл принять таблетки. Составь турнирную таблицу, используя все альтернативы. Как в футболе, тут возможна или победа, или ничья. Если покер «сыграл вничью» с сауной (альтернативы кажутся одинаково скучными) — одно очко; если выиграл — три. Подсчитайте очки, перестаньте терять время и расходитесь по домам. Все равно процедура Янга работает только для ситуаций со множеством (от шести) альтернатив.

3. Метод GROW
Прости, но G тут — это не та G, о которой пишут в журналах, а Goal. То есть твоя цель или состояние, которого ты хочешь достичь. R — это Reality, правда жизни. O — это Obstacles, препятствия на пути, и одновременно Options, то есть варианты преодоления трудностей. Ну а с W все совсем очевидно. Как ты и предполагал, это Ways forward, то есть конкретные шаги по превращению желаемого в действительное. Как работает формула целиком? Возьми словарь и посмотри в нем слово «планшет». Потом возьми планшет. Или хотя бы просто лист бумаги. Напиши в левом верхнем углу свою G — для большинства людей это «власть над миром и много денег». Затем в правом верхнем углу нарисуй R — «власть над ассистенткой и мало денег». Протяни стрелку от Reality к Goal. Протянул? Не спеши радоваться: у тебя по-прежнему мало денег. Под стрелкой распиши все свои O. Например: «Чтобы было больше власти, нужно больше денег. Но чтобы было больше денег, нужно перестать спать с ассистенткой. Это какой-то тупик — журнал, помоги!» От каждого O протяни вниз еще несколько стрелок и придумай Options: взять кредит; уволить ассистентку; повысить ее до зама, чтобы шубы она себе покупала сама; наконец, создать социал-националистическую партию. Ниже напиши четкие W: спросить в отделе кадров, полагается ли тебе зам и можно ли уволить человека на основании того, что она молчит во время оргазма; или наклеить усы и дочитать, наконец, Mein Kampf.

4. Метод Picture Association and Biotechniques
Мы не будем переводить этот термин, потому что он слишком очевидный, довольно известный, крайне наглядный, а еще мы не знаем, как его адекватно перевести. Но идея тут в том, чтобы вдохновиться картинкой, не имеющей отношения к твоей проблеме. Зайди в Интернет и открой свое любимое фото. Потом быстро закрой и найди что-нибудь приличное, с изображением какого-то процесса или природного явления. Идеально подойдут панорамы войны, картины дикой природы или производственные кадры. Подумай, как происходящее на картинке связано с твоей проблемой, или попроси подсказки у снимка (только не вслух, чтобы не выглядеть совсем уж идиотом в своих глазах). Скажем, ты хозяин завода, и за последнюю неделю пятеро твоих подчиненных сначала упали в чан с кипящей смолой, а потом отказались увольняться по собственному желанию. Ты смотришь на картинку с марширующими солдатами или плывущим лососем. Почему у них все работает, а у тебя — нет? Как бы действовали солдаты (или лосось) на твоем месте? Выпиши на листок любые идеи, даже самые безумные. Солдаты маршируют под музыку и им хорошо? Может, и тебе поставить на заводе мощные динамики, чтобы крики упавших в чан не были слышны и не отвлекали других рабочих? Больных лососей съедают хищники, и они не разрушают строй? Может, и тебе тихо уволить потерпевших, пока они не взбаламутили профсоюз и остальных рабочих? Или, уж не знаем, натравить на них медведей.

5. Метод PMI — Plus, Minus, Interesting
Совет выписывать в один столбик плюсы ситуации, а в другой — минусы, тебе наверняка уже давали, и не раз. Молодец, что не слушался: совсем неэффективная техника. Гораздо полезнее использовать придуманную де Боно методику PMI. Помимо граф «Плюсы» и «Минусы» нужно создать графу «Интересно». В нее попадут все любопытные последствия твоего выбора, о которых нельзя однозначно сказать, позитивные они или негативные и случатся ли вообще. Например, ты решаешь обменять двухкомнатную квартиру в центре Москвы на небольшой поселок под Тайшетом. Плюсы очевидны: свежий воздух, красивая природа. Минусы тоже: далеко ездить на работу, холодные зимы. Но есть и просто интересные последствия. Ты, наконец-то, увидишь живого бобра, на которого мечтал посмотреть с детства. А еще в тебя наверняка влюбится китайская шпионка (их в Сибири, говорят, полно). Эти подробности помогут сделать выбор, если плюсы и минусы уравновешены. Кроме того, каждому пункту можно присвоить свое значение — от –5 до +5. Допустим, бобра ты можешь посмотреть и в зоопарке (на билет туда квартиру тоже можно обменять) — минус три. Но зато азиатки твой фетиш — плюс четыре. Складываем — и получаем «плюс один». Надо ехать.


6. SWOT-анализ
В отличие от реакции Вассермана, да и анализов вообще, SWOT-анализ — вещь всегда положительная. Это, возможно, самый простой и действенный способ упорядочить свои мысли. Большинство людей интеллектуальных профессий его откуда-то знают, но тебе на всякий случай напоминаем. SWOT — это сокращение от Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Технику придумали 45 лет назад в Гарварде для детализации стратегического планирования в бизнесе. Предприниматели анализировали внутреннюю среду компаний и выписывали сначала сильные стороны, а затем — слабые. После этого они прогнозировали влияние среды: новые возможности как следствие развития сильных сторон и новые угрозы как результат ухудшения слабых сторон. Ты можешь пойти по их стопам и сделать SWOT-анализ любой своей проблемы. Например, эректильной дисфункции. Раздели лист на четыре части двумя линиями — горизонтальной и вертикальной. Выпиши в левый верхний угол достоинства («Как висит!»), а в левый нижний — недостатки («Зато не стоит»). Теперь попробуй представить реакцию среды на создавшееся положение. Да, ты теперь можешь смело стоять в тесных очередях и ездить в трамваях, не опасаясь получить пощечину за неконтролируемую эрекцию. Это правый верхний угол (O). В правом нижнем (T) пунктов наверняка будет больше, и ты быстрее поймешь очевидную вещь: надо сходить к урологу-андрологу!

7. Метод Nominal Group Technique
У мозгового штурма нет ни одного недостатка, если не считать, что интересы меньшинства приносятся в жертву диктатуре масс, все лавры достаются самым крикливым, лодыри отмалчиваются, а скромных людей пинают под столом, чтобы сказали хоть что-то, и от такого обращения появляются синяки. Техника номинальной группы в этом смысле куда демократичнее: вместо того чтобы шуметь, участники мозгового штурма спокойно пишут все свои идеи на бумажках. Потом модератор дискуссии убирает дублированные идеи, создает окончательный список и просит коллег составить рейтинги финальных идей. Первая идея в каждом списке получает два балла, вторая — один. Потом результаты суммируются. И угадай, какая идея побеждает?

8. Метод 5W
5W — непереводимая (без потерь) английская аббревиатура. Идея в том, чтобы снова усадить всех участников мозгового штурма в кружок и по очереди задавать друг другу вопросы, в языке оригинала начинающиеся с W: why (почему), what if (что если), when (когда), where (где) и who (кто). Модератор при этом записывает ответы. В результате такой дискуссии ты не только сможешь пару раз удачно отмолчаться, но и составишь полную, всестороннюю картину вынесенной на обсуждение проблемы.

9. Матрица приоритетов
Не представляй ничего высокотехничного с падающими зелеными цифрами. Матрицу будет олицетворять обычный Excel. Строки — варианты решения проблемы, столбики — критерии оценки. Варианты: открыть свой бизнес, устроиться на работу. Критерии: финансовые перспективы, качество досуга, количество затрачиваемых усилий и т. д. Если просто оценивать по пятибалльной шкале каждый из критериев для каждой из альтернатив тебе скучно, задачу можно усложнить, присвоив критериям вес. К примеру, тебе все равно, заработаешь ты миллион долларов или юаней, зато важно видеться с друзьями регулярно. Значит, колонка досуга «весит» больше, чем колонка финансов, и оценки, поставленные в нее, нужно будет умножить на 1,5 или 2. Если тебе все еще скучно, позови экспертов, попроси сделать то же самое, но втайне присвой уровень важности каждому из советчиков. К примеру, вес бабушки — пятерка, потому что она мудрая. Остальные «легче».


10. Метод цветных флажков
Мозговые штурмы часто затягиваются до утра не только потому, что на улице холодно и страшно. На самом деле, участники просто не чувствуют психологических барьеров: когда идеи рождаются каждую секунду, трудно не впасть в эйфорию. На стадии генерирования мыслей это, безусловно, плюс. Но когда нужно сужать круг поисков, начинаются проблемы. Специально для таких целей держи дома разноцветные флажки, зубочистки, иностранные монеты или бульонные кубики. Допустим, вы вдвоем с другом придумали пятьдесят идей и записали каждую на бумажке. Дай десять флажков другу и десять — себе. Отметьте ими карточки с теми идеями, которые проходят во второй тур голосования. Если друг все правильно понял, идей останется двадцать. Выбрось ненужные бумажки и десять флажков. Снова проголосуйте. И снова. В конце должны остаться два человека, два флажка и две самые лучшие идеи. Если что, мы болеем за тебя.

0 коммент.:

Отправить комментарий