Про наученную беспомощность: как создаются и внедряются кризисы ~ Трансерфинг реальности

среда, 29 июня 2016 г.

Filled Under:

Про наученную беспомощность: как создаются и внедряются кризисы

Согласитесь, глупо говорить про возвышенное с человеком голодным или обездоленным. Странно предлагать философские идеи человеку, который ходит без обуви и стирает ноги.

Мы знаем как во время войн и финансовых кризисов непросто доносить идеи конструктивной конфронтации или долгосрочной мотивации сотрудников через совместную работу над его профессиональными целями. Это выглядит контринтуитивно и именно это, на наш взгляд, приносит выдающиеся результаты.

Чтобы у вас все было хорошо здесь и сейчас + в будущем — нужно избегать перегруза ненужной информацией и загружать мозг работой над чем-то, что в перспективе дает вам стратегические преимущества.

Сегодня мы хотим вернутся к этой простой идее и развернуть ее в сторону паттернов поведения, которым нас учит входящий поток информации.
  • Автоматические реакции мозга на входящую информацию
  • Выученная беспомощность как результат обработки масс
  • Другие реакции и другое поведение дают другие результаты

Мы постоянно слышим и читаем: отсталые слои общества легко управляемы.

В отсутствие правдивой информации легко вбрасывать информацию, похожую на правду, и управлять массами.

Кризисы создаются и внедряются, а не возникают самостоятельно.

Почему так происходит? Что с этим делать? Почему именно сейчас как никогда важно не просто учиться, но учиться действовать? Или массы — это не про нас, и нас это не касается вообще?

Возьмем мозг человека (не буквально, конечно, только на уровне модели). Что бы с вами не происходило, часть функций мозга реализуется в автоматических режимах: это и быстрее, и с точки зрения эволюции банально выгоднее — пока человек будет думать, с какой точки зрения проанализировать несущийся на него грузовик, может случиться непоправимое.

Ваш мозг научен эволюцией автоматически раскладывать происходящее на 3 вектора:
  • Активное — пассивное (приближается или стоит на месте)
  • Опасное — безопасное (бежать/нападать или не надо)
  • Полезное — бесполезное (оставить или выбросить)

С точки зрения природы — это минимальный набор автоматических реакций анализа, который позволяет биологическому виду выжить. Вроде бы все просто и хорошо работает. Беда только в том, что работает автоматически. А значит — этим можно пользоваться, чтобы управлять работой вашего мозга извне.

Сделайте событие активным и опасным, чтобы включить автоматические анализаторы мозга, а дальше манипулируйте описанием события, чтобы убедить мозг в том, что событие полезно (то есть касается непосредственно индивидуума) — и вы можете создавать необходимые цепочки обрабатываемых мозгом этого индивидуума событий и переключать работу мозга в нужное вам русло.

Где мы с вами постоянно встречаемся с происходящими (активными) и опасными событиями? Правильно — в новостях. Причем если раньше мы говорили о том, что новости — это телевизор, то сейчас наиболее прогрессивная часть человечества пересела на другой способ потребления новостей: социальные сети. Если раньше мы пускали в свой круг внимания новости из телевизора, который со временем научились относить к каналам не очень высокого уровня доверительности, то теперь мы пускаем новости по очень доверительному каналу — своей ленте новостей. Если раньше мы слушали незнакомых нам дикторов, то сейчас мы слушаем новости от друзей, которым доверяем значительно больше.

Выбирая кого слушать по телевизор, мы могли легко переключить канал: с той стороны этого никто не видит. А выключить из своей ленты друзей — это социально значимый акт. Могут обидеться. А если друзья постят новости о политике и кризисе, войне и курсе доллара?

В курсе медицинской психологии есть такая штука как «индуцированный психоз». К примеру, если одинокая женщина вынуждена досматривать за клинически больной мамой, то хочет она того или нет — она подвергается воздействию бредовых идей и умозаключений. Слушать-то приходится. Полгода-год даже не очень агрессивного маминого бреда и вот уже сама женщина, которая имела ранее свою точку зрения, допускает в своей речи выражения: «А мама не всегда неправа, между прочим… Если производители сигарет подмешивают в сигареты что-то вызывающее привыкание, то, что мешает производителям колбасы на заводе подсыпать в процессе производства что-то, что будет вызывать привыкание потребителя?!’

Бред? С бытовой (не медицинской) точки зрения — да, бред.

А если все друзья говорят о курсе доллара и кризисе, как о заговоре правительства более сильного государства — значит это… важно?

Негативная оценка событий и «мировоззрение мухи», в отличии от «мировоззрения пчелы» не требует значительных затрат энергии. Репост непроверенной информации, сопровождаемый личным эмоциональным комментарием — дело 2-3 кликов. А ведь мы с вами пускаем этот поток «информации» к себе в мозг, и он автоматически все это пытается фильтровать и анализировать. Автоматически. Эволюция постаралась.

Вдумайтесь, насколько легко мы слезли с одного наркотика и сели на более мощный. Раньше мы фильтровали телевизор и не брали с рук дикторов информацию на веру, а теперь принимаем тонны информации из рук друзей, которым верим гораздо больше.

Мозг просто анализирует. Он умеет это делать. Он не умеет простаивать. Нам от природы дан очень мощный инструмент анализа. Чем его загружать — выбор за нами. Можно подавать на вход структурированные данные о том как работать и зарабатывать больше, как делать свою работу лучше и получать от системы «бизнес-сотрудник» более интересные и сложные задачи. А можно создавать мозгу абсолютно холостую, с точки зрения полезного выхлопа, нагрузку и просто перемалывать пустые новости, вырабатывая ресурс «двигателя» на плохом топливе.

Но это только первая часть проблемы. В той же психологии есть термин «выученной беспомощности».

Просматривая новости, человек получает огромный массив негативной информации, которую мозг обрабатывает и сортирует. Только в природе после анализа есть реакция — бежать или не бежать? А что делает человек после просмотра новостей по телевизору (ОК, мы с вами не смотрим новости по телевизору, мы сменили «поставщика»)? Верно — ничего.

Раздражитель — есть. Опасность, кризис, война, НАДО СМОТРЕТЬ! Все плохо. Это касается каждого! Это ужасно. НАДО СМОТРЕТЬ! Это происходит вне круга твоего влияния (повлияйте на курс доллара!), это проблема удалена от тебя географически, это про ДРУГИХ людей. Ты не можешь ничего сделать… Постоянным повторением можно добиться устойчивой реакции: не делать ничего. Ты не можешь, ты беспомощен. Тебя научили. Сиди смотри.

С другой стороны: представим мозг как рабочее тело, включенное в более крупную систему — сначала разгон для анализа и резкий удар по тормозам бездействия. Разгон — удар. Разгон — удар. Подумайте, что будет с двигателем, который будет работать в таком режиме год-два?

Снова вернулись к мысли, что человек может научить свой мозг действовать тем или иным способом. Научить и переучить, если понимает не эффективность выбранной мыслительной модели.

Подумайте отстраненно. Как будто даете совет кому-то другому, кто ведет себя так как вы. Вам сильно помогают новости? Пробок становится меньше, или проекты сдаются быстрее? Вы стали умнее, внимательно изучая пикирующий курс доллара? Вы уже завтра сможете с помощью этого захватывающего опыта стоить на рынке больше? Многочасовой анализ новостей в интернете помог вам получить более интересную задачу или проект?

Как в той консалтерской байке: эта лошадь — дохлая. Эта модель питания своего мозга бесполезными, но такими эмоционально вкусными новостями — вредная. С нее надо слазить.

0 коммент.:

Отправить комментарий