Внимательность, мягкость, доброжелательность – качества из прошлого (или даже позапрошлого) века? В нашем мире, который видится многим все больше как жесткий и циничный, для одних быть добрым означает быть слабым и наивным, а для других доброта оказывается синонимом слащавости или просто глупости, немедленно вызывая ассоциацию со сказочной страной, где «молочные реки, кисельные берега» и где всякий прекрасен и добр.
В реальной жизни, где мало кто готов остаться в дурачках, принято считать, что нужно отстаивать прежде всего свои интересы, проявлять твердость, не ведая сомнений, и что без этого преуспеть в жизни нереально. Добряк, размазня, рохля, слабак, не умеющий или не желающий распознать свои желания и навязать их другим, непременно окажется в проигрыше: «сильные» люди используют его для осуществления своих намерений. «Спасибо , это очень мило с твоей стороны», – говорят ему свысока.
Это не манипуляция
Сегодня мы зачастую задумываемся о доброте в связи с манипуляцией . Что-то сегодня начальник очень добрый – наверное, попросит доделать чужую работу. Ребенок помог убрать квартиру – не иначе завалил контрольную и хочет уйти от последствий. Муж решил приготовить ужин – видимо, опять собрался в выходные с друзьями на матч... Во всех этих ситуациях речь идет о скрытом управлении другими людьми в своих интересах, а вовсе не о доброте. Или нам только так кажется, а на самом деле окружающие искренни в своих добрых намерениях?
Это не слабость
Другое нелестное прочтение доброты – уязвимость. Слабость робкого человека, не умеющего говорить «нет», готового на все, лишь бы его любили… даже на то, чтобы выглядеть нелепо и оставаться в дураках. Что, по словам психоаналитика Сержа Тиссерона (Serge Tisseron), уж совсем странно, если вспомнить, что основа доброты, эмпатия, требует взаимности, то есть «постоянной готовности воспринять мысли и чувства другого человека, соглашаясь с тем, что ему открыты мои мысли и чувства и что он может помочь мне понять что-то про меня». Такая готовность к неожиданностям возможна только при условии внутренней устойчивости и уверенности в себе.
Это не мелочи
Начинается все с улыбки, с того, что мы придержали кому-то дверь в метро. Затем мы сказали искренний комплимент, помогли кому-то припарковаться или поднять тяжелую сумку. И – почему бы нет – завязывается беседа, другой человек раскрывается перед нами, а мы открыты ему. Доброжелательность побеждает равнодушие, рассеивает страх и недоверие. В этом есть и опасность: она связывает нас друг с другом, создает близость, к которой мы стремимся и которой вместе с тем опасаемся. Экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова считает, что в доброте заключен тройной риск: «Я могу почувствовать, что эмоции другого захлестнули меня. Могу испугаться, что он воспользуется открытостью моего внутреннего мира, чтобы мной манипулировать. Могу опасаться, что, раскрывшись, я поставлю под удар свою независимость».
Комментариев нет:
Отправить комментарий