Рамана Махарши как-то сказал, что абсолютно каждый человек, проснувшись утром, обладает достаточным количеством энергии, чтобы к вечеру стать пробужденным. Но почему же тогда вы до сих пор не пробуждены? Во многом потому, что ваша энергия, необходимая для пробуждения, незаметно утекает из вас, как вода из дырявого чайника. В этой статье для Mindful.org Эзра Байда анализирует четыре основных фактора, которые определяют эти утечки энергии.
Одним из центральных моментов в практике медитации является осознание того, до какой степени мы живем во сне. Давайте будем честны: большую часть времени мы вообще не осознаем себя и того, что с нами происходит. Мы теряем себя буквально в каждом деле, которое делаем, в каждой роли, с которой отождествились в данный миг. Наши мысли и поступки по большей части предсказуемы, так как являются механическими следствиями нашей поведенческой и культурной обусловленности. Как правило, мы вообще не знаем себя — за исключением тех редких моментов, когда стараемся произвести на людей какое-то конкретное впечатление.
И для того, чтобы что-то изменить, мы сначала должны обнаружить и признать, что этот «ходячий сон” является нашим привычным способом существования. Это не пессимистическая оценка, а простая констатация факта. Ясное осознание этого факта сделает наш подход к любой духовной практике более разумным.
Еще одним важнейшим открытием является осознание того, до какой степени мы на самом деле НЕ ЖЕЛАЕМ просыпаться. И прежде чем спорить, вспомните все те разы, когда вы собирались помедитировать, но не делали этого — предпочитая практике мечты, развлечения, обвинения или жалобы. Опять же, речь не о том, чтобы начать себя осуждать. Но мы должны ясно и четко увидеть эти стратегии и понять масштабы того, с чем нам приходится иметь дело.
Так почему же нам так трудно пробудиться?
Отчасти потому, что жизненная сила (или энергия), необходимая для пробуждения, утекает из нас с утра и до ночи. Вот четыре основных способа утечки энергии:
1. Ненужные разговоры.
Бессмысленная болтовня, светский треп, самолюбование и самовозвышение, критика и унижаение других, сплетни, жалобы или излишняя драматизация событий, а также долгие концептуальные споры на духовные темы — у ненужных разговоров множество вариаций. Если вы будете действительно внимательны, вы обнаружите, что почти каждый раз, когда мы открываем рот, чтобы что-то сказать, в этом нет никакой необходимости.
2. Грезы наяву.
Это могут быть планы на будущее, фантазии, беспокойство или просто случайные мысли ни о чем. Каждый раз, когда мы вовлекаемся в эти ненужные размышления, мы теряем небольшое количество энергии.
3. Мышечное напряжение.
Физические зажимы — это результат нашей постоянной борьбы за воплощение определенных жизненных стратегий: стремления выиграть любой ценой, добиться успеха, угодить кому-то или что-то скрыть. Пытаясь избежать того, что наше эго считает дискомфортом, мы создаем еще больший дискомфорт в своих телах.
4. Проявление негативных эмоций.
Каждый раз, когда мы проявляем негативные эмоции, энергия растрачивается в малых и больших дозах. Негативные эмоции — не обязательно плохие. Я, скорее, имею в виду эмоции, которые выражают наше несогласие с чем-то или отрицание. Негативная эмоция словно говорит «нет» жизни. Гнев, например, говорит: «Я не хочу этого!». Я имею в виду не только громкие вспышки гнева. Негативные эмоции могут также проявляться как раздражительность, осуждение себя и других, нетерпимость, пассивная агрессия или печаль.
В любой практике медитации есть методы, призванные научить нас выявлять и перекрывать эти утечки. Вот почему на ретритах часто подчеркивается важность тишины и молчания — чтобы мы не теряли энергию в ненужных разговорах. И именно поэтому нас учат наблюдать со стороны свои мысли, не отождествляясь с ними и не теряя энергию во снах наяву.
Нас также учат выявлять на практике и осознавать свои стратегии поведения и связанные с ними телесные напряжения (например, я втягиваю голову в плечи при разговоре с начальником) — и это дает нам возможность предотвратить утечки энергии через мышечные зажимы.
Но больше всего внимания требует работа с нашими негативными эмоциями, в особенности с различными формами гнева. Если нам удается остановить импульсивное выражение гнева, и вместо этого ощутить и прожить энергию гнева, что-то начинает происходить — и это можно назвать трансформацией.
Это можно сравнить с приемом пищи. Все мы знаем, что пища дает телу энергию. Но есть еще один вид «пищи» — наши впечатления или чувственный опыт, который питает само наше существо. В зависимости от того, насколько мы осознаны в данный момент, этот чувственный опыт может быть либо хорошей пищей, либо плохой. Реагировать на события негативно — это все равно что есть плохую пищу. Она не усваивается. Она даже может нас отравить. А вдобавок ко всему мы начинаем плеваться это отравой на окружающих — часто на близких людей.
Но вы можете попробовать осознавать ваши телесные реакции в тот момент, когда у вас возникают негативные эмоции. Обычно мы бессознательно питаем свои реакции, идя на поводу у своих мыслей и придавая им значение. Но если мы попробуем освободиться от отождествления с мыслями, мы сможем направить внимание непосредственно на внутренние ощущения, связанные с конкретной негативной энергией. И лишь благодаря тому, что мы начинаем осознавать происходящее в этот момент, мы переходим на другой тип пищеварения — энергия негативных эмоций превращается в полезную пищу.
Помните, речь не идет о том, что негативные эмоции не должны возникать, или что мы должны их подавлять. Я лишь советую отказаться от их непосредственного выражения вовне, в словах и поступках, и внутри — в негативных мыслях. И вместо выражения эмоций начать осознавать то, что происходит внутри нас в тот момент, когда они возникают.
Это поможет нам научиться ощущать энергию негативных эмоций и усваивать ее по-новому. Невыражение гнева позволяет нам в полной мере ощущать непосредственную энергию гнева. И тогда благодаря этому процессу мы учимся жить в соответствии с нашей истинной природой — нашим открытым сердцем.
Но что это значит — ощущать непосредственную энергию гнева? Это значит обратить внимание на ощущения в нашем физическом теле. Что вы чувствуете в теле в тот момент, когда в вас возникает гнев? Это жар? Или давление? Мышечное напряжение или зажим? Где конкретно вы это ощущаете? Таким образом мы привносим осознание в наш непосредственный опыт.
Однако часто возникает вопрос — почему так трудно остановить проявление гнева? Кажется, что мы держимся за эту привычку с упорством, противоречащим здравому смыслу. Ответ прост: мы хотим злиться. Мы хотим быть правыми. Нам нравятся яркость и энергия, связанные с выражением гнева.
Кроме того, выражение негативных эмоций защищает нас — так мы прячем от самих себя боль, которая часто лежит в основе нашего гнева, боль, основанную на страхе и которую мы не хотим испытывать. Например, мы часто чувствуем мгновенный всплеск злости, когда нас критикуют. И часто в ответ мы немедленно начинаем оправдываться или выдвигать встречные обвинения. Но что стоит за этой стратегией поведения? Страх быть отвергнутым и испытать боль от собственной никчемности.
Если вместо выражения гнева мы обратим внимание на то, что скрывается за ним, это позволит нам глубже прочувствовать гнев. Это тихий внутренний процесс, при котором мы все глубже и глубже погружаемся в наши ощущения. Оставаясь осознанными и открытыми по отношению к любому возникающему опыту, мы постепенно обнаруживаем слои защиты, за которыми скрывается боль, которую мы никогда не хотели чувствовать.
И хотя это не самое приятное переживание — встретиться с нашими глубоко укоренившимися страхом и болью, только открываясь им и проживая их здесь и сейчас мы можем начать процесс трансформации. И только так, в конечном итоге, мы можем стать целостными.
Практика, которую я делал на протяжении многих лет и которую я часто рекомендую моим ученикам такова — попробуйте провести целый день, не выражая гнев. Сформируйте намерение, что с момента, когда вы проснетесь утром, и до того момента, пока вы не пойдете спать вечером, вы будете удерживать себя от выражения гнева — во внешний мир, в словах и поступках, и внутри себя — в мыслях.
Это не значит, что гнев не должен возникать. Это значит, что когда он возникает, вы практикуете воздержание от его выражения любым способом, что позволит вам непосредственно ощутить физическую энергию гнева.
Должен признаться, это упражнение не из легких. Во-первых, нам необходимо помнить о том, что мы решили не выражать гнев. И тогда, в момент его возникновения, нам придется противостоять глубоко укоренившейся привычке потворствовать нашему гневу. Это может оказаться особенно трудным, если гнев силен или если мы продолжаем держаться за свои защитные стратегии обвинения окружающих и самооправдания — чтобы избежать скрытого в глубине чувства боли.
Но в любом случае мы сможем увидеть наш гнев по-новому. Мы начнем замечать гнев в момент его возникновения, а значит сможем увидеть его корни. Когда мы смотрим на гнев в момент его возникновения, мы учимся обнаруживать и наблюдать, насколько он укоренен в страхе. И благодаря этому начинается процесс трансформации.
Пока мы не научимся воздерживаться от выражения гнева и вместо этого проживать его, преобразуя его энергию, мы будем продолжать удивляться, почему жизненная сила, так необходимая для пробуждения, утекает из нас.
Это не концептуальный процесс. Никакие размышления не помогут нам понять, как это работает. Единственный способ проверить, возможна ли подобная трансформация — это остановить привычный способ выражения и оправдания гнева всякий раз, когда он возникает. И если мы хотим пробудиться, нам этого не избежать.
0 коммент.:
Отправить комментарий